Металлургическая отрасль Украины, традиционно гарантирующая соседней независимой державе валютные поступления, ныне функционирует на пределе экономических возможностей государства. Потому что цены на газ делают производство украинской стали неконкурентно высоким. Об этом постоянно твердят и президент Виктор Янукович, и премьер Николай Азаров. Переговоры же о снижении цены на стратегический энергоноситель постоянно наталкиваются на всё новые и новые непреодолимые препятствия.
Поскольку только «битье на жалость» в данной ситуации сработает вряд ли, Украина разрабатывает и ряд асимметричных мер. Как следует из сообщений пресс-службы «Нафтогаза Украины», соседи планируют закупать примерно одну треть от необходимых для украинской промышленности объемов газа в Турции, Словакии и Румынии. Экономисты прикинули: в этом случае Украина будет «отыгрывать» на каждой тысяче кубических метров топлива по
Согласится ли «Газпром» на контраргументы «Нафтогаза», озвученные Януковичем в ходе его встреч с высокопоставленными российскими чиновниками? Может, ответом станет не снижение цен на газ для Украины, а как раз «приведение их к общему знаменателю» для обозначенных выше стран-потребителей газпромовского газа...
Что касается «крестьянского вопроса», для украинских животноводов затягивание «сырной войны» чревато катастрофическими потерями. В «МК» уже приводился их предварительный размер, приблизительно $400 млн.
Коровы, как известно, доятся каждый день. Соответственно, молоко надо столь же регулярно переправлять на молокозаводы. А те, ввиду запрета на завоз в РФ сыров ряда украинских производителей, установили закупочную цену на литр продукта чуть ли не в 2 гривны 40 копеек (приблизительно 9 рублей). Да и по этой бросовой цене пообещали принимать у хозяйств молоко лишь до 20 марта. Что делать крестьянам со своими буренками и пеструшками после этой даты, никто не ведает.
Минагрополитики Украины заказало ряд дорогостоящих экспертиз сыров в ведущих лабораториях Европы и США. По предварительным данным, практически все независимые зарубежные эксперты дали предоставленным украинской стороной образцам продукта положительные оценки, отметив отсутствие в производимых в Гадяче, Пирятине и иных «черносписочных» (по версии Роспотребнадзора) сырах пресловутого пальмового масла.
Геннадий Онищенко, напротив, ссылки на «просвещенную Европу» и уж тем более на Америку всерьез не рассматривает. Дескать, вкушать «сомнительные» сыры будут не янки и не жители всяких-разных бенилюксов. А дорогие россияне. Следовательно, инспекцию, причем непосредственно на месте изготовления, логичнее поручить российским экспертам.
Глава Минагрополитики Николай Присяжнюк убежден: причина запрета на ввоз украинских сыров не в их качестве, хорошем или не очень, а в неких политических раскладах. «Сырная война» между соседними странами, напомню, уже затевалась — во второй половине нулевых, когда к власти на Украине пришли так называемые «оранжевые». Если Виктор Янукович в эти дни не сумеет убедить российскую сторону в своей лояльности, животноводам Украины ничего не останется, кроме как порезать восстановленное с немалым трудом молочное стадо.
Не исключено, что «сгладить шероховатости» с сырами Украине предложат путем интеграции со странами-членами ЕвразЭС, достижения консенсуса в ряде деталей, связанных с передачей ГТС в руки ОАО «Газпром» (знатоки утверждают: рано или поздно это таки произойдет...), продвижения переговоров относительно делимитации морских границ Украины и России. Пессимисты уныло пророчат: Украина, как всегда, при этом понесет потери. Не только моральные.
Пока же президент Украины решил использовать затертую карту: перед отъездом в Москву он заявил, что Украина в ближайшее время примет закон о двух государственных языках — украинском и русском. Об этом Виктор Янукович говорит всякий раз перед выборами, но теперь настал момент использовать козырь во внеурочное время.