Судья назначил летчикам по 10,5 года колонии строгого режима каждому, но с учетом амнистии, которая действует в республике до 1 декабря, срок заключения сократили на два года (срок исчисляется с 11 мая). Своей вины подсудимые не признали ни по одному пункту.
Садовничий и Руденко работали в российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd. Они перевозили гуманитарный груз в Афганистан по договору с правительством этой страны.
В марте летчики возвращались из Афганистана и по дороге попросили посадки в таджикском аэропорту Курган-Тюбе. Предварительное разрешение на пересечение границы, по словам пилотов, было получено. Однако уже в полете местные диспетчеры заявили, что разрешения нет, самолет должен вернуться в Кабул. Топлива на возврат у машин не было. Летчики приняли решение сесть в Курган-Тюбе. После приземления экипаж арестовали, лишь через два месяца членов команды отпустили, а командирам предъявили обвинения. Предметом контрабанды посчитали полуразобранный авиадвигатель.
В Москве приговор называют суровым и политически ангажированным. МИД РФ разместил на своем сайте комментарий по этому поводу. По мнению российских дипломатов, каких-либо убедительных доказательств вины подсудимых не представлено. Обвинительное заключение построено «по сути на домыслах и необоснованных предположениях».
Опрошенные «МК» эксперты уверены, что теперь Россия предпримет очень суровые меры в отношении Таджикистана. Одной из самых реальных и наиболее действенных мер может стать введение жестких квот или даже визового режима на въезд для граждан Таджикистана. Директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН в беседе с «МК» отметил, что российское правительство может перекрыть все каналы помощи этой стране. «Есть ощущение, что кто-то вовремя не придал этому делу особого значения, — заявил г-н Затулин. — Мне кажется, что у нас есть реальные возможности повлиять на власти Таджикистана, но почему-то этого не было сделано. Там сложилось впечатление, что российская сторона не будет сильно обеспокоена вынесенным вердиктом. Вот это заблуждение нужно немедленно исключить, иначе подобные ситуации будут повторяться, особенно часто — в странах Средней Азии. Да потом и нашему президенту еще не поздно обратиться к своему коллеге».