Спецкор “МК” побывал в террористическом подполье

“Лабораторию” взрывников никто не охраняет

В понедельник некоторые газеты сообщили, что жители Витебска, узнав имена террористов, учинивших взрыв в минском метро, устроили чуть ли не самосуд. “В квартирах родственников побиты все стекла” — мелькали анонсы, Утром вторника корреспондент “МК” стоял под балконами злополучного дома. Стекла в окнах были целы. Более того, выяснилось, что большинство витебчан сочувствуют подозреваемым и считают их невиновными, хотя “определенные склонности” за ними давно замечали.

“Лабораторию” взрывников никто не охраняет
Дверь каморки, где якобы была лаборатория “взрывников”. фото: Игорь Кармазин

Коновалов и Ковалев жили на самой окраине города, которую местные называют “район ДСК”. Улица Репина является фактической границей города. За ней пару рядов деревенских частных домов, а следом чистое поле. Ничто здесь не напоминает о злодеях, на совести которых гибель 13 человек.

Сначала иду в школу №35. Она прячется среди деревянных домов. Вокруг кудахчут куры, лают собаки. Здесь, по имеющимся данным, учились Ковалев и Коновалов. У входа меня встречает настоящий пикет, состоящий из вахтера и замдиректора, которая бросается на дверь, как на амбразуру: “В школу не пустим, никакой информации не дадим. Нам строго-настрого запретили это делать правоохранительные органы!”

Следом двигаюсь на Витебский завод тракторных запчастей. Здесь токарем работал Коновалов. На входе так же быстро получаю от вахтера отказ: запрещено. Я почти впадаю в уныние, но мир не без добрых людей. Рабочий в потертой кожанке, представившийся Владимиром Петровичем, оказался неожиданно разговорчив. “Со мной этот малец работал. У нас милиция все обыскала, даже ящички в раздевалке все до единого вскрыли! Про парня ничего особенного не скажу. Обычный. Лично я не верю, что он мог это сделать. Кстати, знакомый начальник отделения милиции мне популярно объяснил, как Митя мог во всем признаться. Если раскаленным паяльником угрожать будут, говорит, то и ты во всем сознаешься, хоть во взрывах башен-близнецов в Нью-Йорке”. По словам Петровича, брали Коновалова прямо в их цехе, хотя, по опубликованной информации, задержание происходило на съемной квартире в Минске.

В социальных сетях Коновалов именовал себя Максом Медведевым — по фамилии своего любимого героя из сериала “Солдаты”.

Еще одна “утка”: как удалось выяснить корреспонденту “МК”, никакого террориста — слесаря Медведева в природе не существует. Некоторые российские издания поспешили опубликовать информацию о третьем подельнике задержанных. На самом деле под псевдонимом Медведев в социальных сетях был зарегистрирован сам Дмитрий Коновалов. По словам источников, Коновалов взял такой псевдоним после армии. В его любимом сериале “Солдаты” под фамилией Медведев проходил наиболее полюбившийся ему персонаж. Но тем не менее третий задержанный все-таки есть. По данным местных СМИ, это некий 23-летний Илья Колосов.

Никакой особой злобы у жителей района к Коновалову и Ковалеву нет. На лицах знакомых и соседей читается скорее недоумение. Одна жительница прямо сказала: “Не верю. В один день такие преступления не совершаются и не раскрываются”. Витебчане крайне неохотно общаются с прессой и вообще почти тайком переговариваются об этом деле. “У нас на сайте к обычным будничным новостям по нескольку десятков комментариев. К новостям про теракт единицы, и ни одного содержательного. Люди знают, что прояви они хоть как-то, что знают задержанных, их и их семьи спецслужбы тут же отправят на допросы, начнут трясти по всем направлениям”, — говорит журналист Сергей.

Окна квартиры Ковалева. Стекла целы. фото: Игорь Кармазин

Не скрывает своего изумления и бывший сослуживец Дмитрия Коновалова, Иван Шило: “Коновалов у нас был младшим сержантом. Воспоминания о нем у меня остались исключительно положительные. Никаких особенных политических, религиозных взглядов он не имел. Но действительно запомнился разговорами о терактах. Меня как оппозиционера тягали после минского взрыва 2008 года на допросы. Так вот Коновалов очень интересовался, что у меня спрашивали следователи, что я сам об этом думаю. При этом с Коноваловым мне нравилось ходить в наряды. В белорусской армии два типа людей: кто сам работает и кто других заставляет. Так вот Коновалов был из первых. Он никогда своим званием не кичился. Самое страшное, что самый обычный парень. Я разговаривал с нашими общими сослуживцами. У всех просто шок! Я как увидел фоторобот в Интернете, сразу подумал, что они очень похожи. Но при этом если подумать, то что-то внутреннее, что это мог быть он, у меня есть. Логично объяснить я это вряд ли смогу. Очень страшно, что никаких мотивов у него не было. Оказывается, взрывать людей можно просто так”.

— А интерес к взрывчатым веществам он проявлял?

— Он проявлял устойчивый интерес к химии, к смесям. Непосредственно о взрывчатых веществах я от него не слышал.

— Как командиры к нему относились?

— Они ему доверяли, считали его ответственным человеком. Но был один неприятный случай. В январе 2010 года к нам пришли новобранцы. Коновалов с ними чем-то “занимался” в отдельном помещении. После этого один хотел повеситься, уже лез в петлю, но его вовремя остановили. Коновалову дали после этого 10 суток гауптвахты.

Коновалов с друзьями.

Наконец подходим к дому, где жили то ли оба террориста сразу, то ли только Влад Ковалев. Окно на четвертом этаже, а по соседству застекленный балкон — точно Ковалева, а номер квартиры Коновалова до сих пор неизвестен. Стекла целы. На окне Ковалева виднеются заботливо выращенные и уже распустившиеся розы, легкие шторы прикрывают остальную часть помещения. В самой квартире никто дверь не открыл, зато по соседству оказалась доброжелательная соседка Раиса Михайловна.

— Я Влада помню еще школьником. В школе любимым предметом была физика. Он мне много хлопот доставлял — постоянно с друзьями собирались на лестничной площадке, пили, курили. У себя дома он не курил, его мать выгоняла. Он вплотную к моей двери садился и смолил. Я его ругала все время, но после школы его видно не было, вроде бы посерьезнел. Мама его сейчас вроде бы в Минске. С родным отцом Влада они давно развелись. Отчим работает экскаваторщиком, домой приезжает только на выходные. Сам Влад работал электриком, а вот где, не помню. Возможно, на железной дороге.

Я показываю отзывчивой женщине фоторобот Влада. “Похож, есть отдаленное сходство”. Не отказала пенсионерка и в посещении заветного подвала, где якобы была лаборатория взрывников. Устройство подземного помещения достаточно своеобразное — каждой квартире предназначен свой небольшой отсек. В основном там хранят овощи, мешки с картошкой или ненужный хлам, который жалко выбрасывать. Спускаемся вниз — кромешная тьма, с потолка что-то капает. Ни одна дверь не опечатана, в том числе каморка квартиры Ковалевых. Замок на месте, а что там за дверью? Не здесь ли проводили свои страшные опыты будущие террористы?

Витебск — Москва

Сюжет:

Теракт в Минске

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру