- СПЧ с самого начала был противником данного закона, обращая внимание на его низкое качество. Цель закона, как она была сформулирована президентом Путиным, заключалась в том, чтобы дать обществу знать, откуда НКО, участвующие в политической жизни, получают деньги и на что они их тратят. Но эту задачу можно было реализовать гораздо более простым и понятным способом. Например, обязать все НКО публично, в Интернете раскрывать свои источники финансирования и программы, на которые потрачены средства. К сожалению, законодатель пошел другим путем — обязать ряд НКО перерегистрироваться в Минюсте в качестве иностранного агента, ужесточить применительно к ним бюрократические процедуры и наказывать тех, кто через них не пройдет. Но главная проблема в том, что закон в нынешнем виде противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.
- В чем противоречие?
- В Гражданском кодексе есть понятия агента, агентской деятельности и так далее, но все это не имеет ничего общего с тем, что написано в законе об НКО применительно к «иностранным агентам».
Кроме того, предельно неконкретно сформулированы три элемента, из которых складывается понятие «организация, выполняющая функции иностранного агента»: политическая деятельность, иностранный источник и передача имущества.
Что такое иностранный источник? Совершенно необъятная категория. Если, например, вы были за границей и получили там гонорар от местной газеты, а потом пожертвовали 100 рублей общественному телевидению России, то вы — иностранный источник.
Второй элемент — передача имущества. Вы покупаете у иностранной кампании компьютер — значит, получаете имущество от иностранного источника. А если продаете - то получаете денежные средства от него же. Эта часть закона тоже неоглядно широка.
Наконец, третья составляющая — участие в политической деятельности. Как мы поняли из выступления представителя Генпрокуратуры на августовском заседании СПЧ, они рассматривают любую публикацию в СМИ, как участие в политической деятельности. Они правы: любая публикация в СМИ влияет на общественное мнение. Это смешно, но это факт.
- То есть получается, что кругом одни агенты...
- Отвечу цитатой из Вознесенского: «Как микробов в воздухе».
- Какова, по-вашему, будет дальнейшая судьба этого закона?
- Я думаю, что он должен быть пересмотрен. Может быть, вообще уйдет термин «организация, выполняющая функции иностранного агента». Потому что нигде не написано, в чем они состоят. Вот мы знаем, что дворник убирает улицу, поэтому его функции нам понятны. В чем функции иностранного агента? Подметать улицу, подкладывать бомбы? В законе об этом ничего не сказано вообще. То есть весь документ состоит из сплошных вопросительных знаков.
- То есть, проще отменить этот закон?
- Не нужно искать самый простой способ, нужно искать оптимальный. А он в том, чтобы обеспечить максимальную прозрачность финансирования не только для организаций, получающих деньги из-за рубежа, а для всех организаций. Чтобы общество знало, что и на какие деньги делается.
- В среду вы встречаетесь с президентом. Планируете поднять вопрос об этом законе?
- Конечно, это один из основных вопросов повестки дня. И я надеюсь, что президент прислушается к нашим предложениям.