— Вы руководитель московского городского отделения «Гражданской платформы» и через год поведете ее на выборы в Мосгордуму, где должны будете биться с выдвиженцами власти. И одновременно — после принятия городского закона о бизнес-омбудсмене — сами станете госслужащим, который должен работать в тесном взаимодействии с Собяниным. Не кажется ли вам эта позиция двусмысленной?
— В федеральном законе об уполномоченном по правам предпринимателей жестко прописано, что эта должность — непартийная. Не сомневаюсь, что в региональном, который предстоит принять осенью, эта норма тоже сохранится. Омбудсмен не должен красить бизнес в цвета партий, а обязан работать со всеми: и с крупным бизнесом, и с микробизнесом, одинаково ответственно решая их проблемы. И быть на стороне предпринимателей, а не своей партии.
Что касается «Гражданской платформы», то я являюсь руководителем Московского отделения этой партии, но не вхожу в штат партаппарата. То есть я руководил и буду руководить отделением, не получая за это зарплаты. До сих пор я управлял собственным бизнесом, который связан с инновациями в области здравоохранения. Если я стану омбудсменом, я стану государственным служащим, которому положена зарплата, и прекращаю управление бизнес-проектом.
А совмещать работу в качестве омбудсмена и руководителя московской парторганизации, я думаю, абсолютно нормально.
— Почему Собянин предложил делегировать омбудсмена именно Прохорову? Может быть, в знак благодарности за то, что он не пошел на выборы мэра? Или это — какое-то пакетное соглашение?
— Михаил Дмитриевич физически не успевал перевести свои активы на территорию России и выполнить норму нового закона. Это и не позволило ему баллотироваться в мэры...
— А его юристы утверждали, что он успевает...
— Центризбирком про этому поводу дал разъяснение: то, что предлагали юристы Прохорову, все равно противоречит законодательству. Так что неучастие Михаила Дмитриевича в гонке не связано с договоренностями. А то, что мэр предложил делегировать омбудсмена нашей партии, — показатель конструктивной работы политических сил в Москве. Собянин — руководитель не партийный, а надпартийный, думающий больше о пользе дела, чем о процентах рейтинга «Единой России». Выбор партии-донора для должности омбудсмена неслучаен. «Гражданская платформа» — партия, которая в настоящий момент находится «над схваткой», не участвуя в выборах мэра, но является альтернативой. И среди ее сторонников огромное количество предпринимателей. Наша партия, как никакая другая, представляет интересы деловых людей. Мы последние полгода на партийной платформе готовим аналитические материалы по проблемам бизнеса и городской жизни. Мы пригласили экспертов, провели социологические исследования. Предполагалось, что эта работа будет востребована к выборам в Мосгордуму 2014 года, но мы озвучим для мэра эту аналитику уже осенью. В сентябре мы соберем около 500 предпринимателей, чтобы обсудить с ними выводы и предложения экспертов «Гражданской платформы». И соберем их наказы избранному мэру.
Я думаю, что Собянин действительно хочет знать правду о состоянии бизнеса в Москве и решать его проблемы.
— Если взглянуть на столичные улицы, создается впечатление, что мэрия взяла курс на «зачистку» Москвы от ларьков мелкой торговли. Что вы по этому поводу думаете и будете говорить мэру?
— Я думаю, что к торговцу в подземном переходе или палатке нужно относиться не только как к налогоплательщику. Малый бизнес — это не просто доходы городского бюджета, но и элемент социальной политики города. И то, что произошел массовый снос павильонов, очень серьезно повлияло на настроения москвичей и их отношение к власти. Не все торговцы этих павильонов были приезжими. Потеряли место работы и многие москвичи. Кому-то пришлось закрывать свой бизнес, кому-то искать нового нанимателя, переезжать в другую часть города, переходить в другие сферы труда. Это — всегда болезненно.
Бизнес-омбудсмен вместе с предпринимателями должен сформулировать для действующей власти подход к расширению торговых мест для малого бизнеса. Или уж хотя бы — набор предложений о том, как выстроить мелкую торговлю. Чтобы не звучало обвинений в переделе рынка (сейчас они идут сплошь и рядом). Закрытие и открытие павильонов должно быть прозрачным, иметь публичное объяснение, обсуждаться с бизнесом. Наладим диалог между градоначальником и многочисленными ассоциациями и общественными организациями, которые представляют интересы торговцев в переходах и палатках. Нужно не убивать этот бизнес, а делать его цивилизованным, переходить от палаток с продавцами к торговле через автоматы.
— Думаете, власть прислушается?
— Надеюсь.
— То, что вы теперь одновременно являетесь членом команды Собянина и Прохорова, делает «Гражданскую платформу» фаворитом выборов в Мосгордуму в 2014 году? Может быть, вы готовитесь стать новой партией власти?
— Вот любят у нас красить человека в какой-то цвет... То я был человеком Лужкова, то Прохорова... Я считаю себя эффективным управленцем. Созданная нами система поддержки малого бизнеса работает и сейчас, но только не в Москве. Многие регионы приезжали в Москву поучиться нашему опыту. А менеджеров всегда пытаются, условно говоря, перекупать, они переходят из команды в команду. Собянин меня знает, я с ним полгода успел поработать в мэрии.
— И теперь решил вас перекупить у Прохорова?
— Он же не знал, кого Прохоров порекомендует, он предложил ему сделать выбор омбудсмена от «Гражданской платформы», а Михаил Дмитриевич предложил меня, Собянин согласился.
Что касается партии власти. У всякой эффективной власти должно быть два сильных крыла: законодательное и исполнительное. Сейчас в столице крыло законодательной власти слабое. А вот во времена Мосгордумы первого созыва, в которой я работал, оно было заметно сильнее. Потому что она не была выкрашена в цвета одной партии — отдела исполнительной власти. Мосгордума не должна быть принтером по исполнению законодательных инициатив мэрии. Представительная власть должна быть способной генерировать законодательство, определять приоритеты городского бюджета на основе мнений москвичей.
Задача «Гражданской платформы» не в том, чтобы перекрасить Мосгордуму в цвета своей партии и рассадить в ней своих партийных чиновников. Мы должны провести туда профессионалов в конкретных областях, которые смогут эффективно и независимо от мэрии работать в профильных комитетах и комиссиях.
— Вы пересядете в кресло депутата в 2014 году или останетесь омбудсменом?
— Федеральный закон об уполномоченном по правам предпринимателей предусматривает возможность проработать два строка по 5 лет. Поэтому соглашаться на эту должность с целью через год ее покинуть было бы нечестно по отношению к бизнес-сообществу. Лично у меня никаких видов на МГД нет.
— А у Прохорова?
— Его позиция не изменилась, он будет работать в Мосгордуме.
— Ваше назначение зависит еще и от мнения федерального омбудсмена Бориса Титова. Учитывая его неудачный политический союз с Прохоровым в «Правом деле», он не будет возражать?
— Лично я познакомился с Борисом Юрьевичем только несколько дней назад, после нашей беседы он взял время на консультации с бизнес-сообществом. Буду надеяться, что итоги моей предшествующей работы в Мосгордуме, правительстве и Торгово-промышленной палате РФ положительно оцениваю не только я.
СПРАВКА "МК"
Михаил Вышегородцев — юрист, доктор экономических наук, профессор. С 1997 по 2005 г. — депутат Мосгордумы. С 2005 по 2011 г. — министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства. В 2011–2012 г. — директор Департамента развития малого предпринимательства и инновационной деятельности Торгово-промышленной палаты. С 2012 г. — гендиректор Бюро онкологического центра протонной терапии. В январе 2013 г. избран руководителем московского городского отделения партии «Гражданская платформа». Награжден медалью «850-летия Москвы». Женат, имеет дочь и двух внуков. Увлечения: футбол, охота, рыбалка, туризм.