Какими критериями должна руководствоваться комиссия?
Носитель, говорится в законопроекте, это «лицо, владеющее русским языком и регулярно использующее его в семейно-бытовой, культурной, общественной и иных сферах».
А ещё он должен быть лицом, «чьи родственники по прямой восходящей линии либо оно само ранее постоянно проживали на территории РФ, в том числе на территории, относившейся к Российской империи и СССР». Родственники по прямой восходящей линии - это родители и бабушки с дедушками. Переводя с чиновничьего на русский, если ваша бабушка жила на той части территории Польши, что входила в состав Российской империи, или в Финляндии, или если ваш папа жил в советской Латвии (может быть, и сейчас там проживает?), то при соблюдении всех прочих условий вы имеете право на гражданство исторической родины - России.
Но только лишь в том случае, повторяем, если вы проживаете в России сейчас, и к тому же готовы отказаться от гражданства иностранного государства. Правда, в законопроекте есть оговорка про особые обстоятельства, которые позволяют от гражданства другого государства не отказываться...
Процедура будет выглядеть так: получив от ФМС заветную бумагу, иностранец поедет отказываться от гражданства другой страны, а потом вернется, и подаст заявление на российское гражданство. Его бумаги рассмотрят не в течение 6 месяцев, как, например, сейчас обещают переселенцам, а в течение трех.
Стать «носителем» стоит, даже если вы твердо не решили, готовы ли стать россиянином: статус дает право на получение визы в льготном режиме и вида на жительство.
Чтобы предотвратить использование схемы в сомнительных целях, правительство хочет аннулировать вид на жительство у «носителя», который в течение 2 лет не изъявил желания стать российским гражданином...
В пояснительной записке написано, что всё это придумано во исполнение Послания президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года и поручения президента правительству по итогам его общения с народом 25 апреля 2013 года. В далеком уже 2012 году Владимир Путин говорил: «Россия нуждается в притоке новых сил, безусловно. Нуждается в умных, образованных, трудолюбивых людях, которые не просто хотят здесь подработать и уехать, а хотят переехать, обосноваться в России, и считают Россию своей родиной. Однако действующие правила не способствуют этому процессу. Скорее, наоборот. Процесс получения гражданства для наших соотечественников, для тех, кто культурно и духовно близок России, затруднён и до безобразия забюрократизирован... Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской Империи, и в Советском союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства».
Прямо по тексту законопроекта! Или наоборот.
А в апреле 2013 года президент поручил правительству к 15 октября 2013 года разработать и внести в Госдуму проект федерального закона про «носителей»...
Законопроект внесен 11 марта 2014 года, и что-то подсказывает, что если бы не украинский кавардак, он ещё какое-то время промариновался бы в правительстве - потому что с момента принятия закона «О гражданстве» в 2002 году наши власти всё никак не решат, что же делать с людским «советским наследством». Сначала решили максимально ужесточить правила приобретения российского гражданства: в первоначальном виде закон «О гражданстве» был совершенно безжалостен к людям, волею судьбы потерявших право на российский паспорт в 90-е годы, или даже получивших этот паспорт, проживших в России долгие годы, а потом вдруг обнаруживших, что паспорт этот, по мнению государства - фикция и они не граждане РФ вовсе.
Все законопроекты о преференциях для «русскоязычных» или «бывших советских» методично отвергались Госдумой, потому что не поддерживались правительством и Кремлем. При этом жесткость закона не мешала пачками выдавать паспорта жителям Южной Осетии и Абхазии...
Потом медленно, со скрипом, перечень имеющих право на упрощенный порядок получения российского гражданства стал расширяться. В последние годы в него попали выпускники российских вузов и колледжей, закончившие их после 2002 года, иностранцы, имеющие ребенка-россиянина, если второй родитель пропал или умер, иностранцы, имеющие ребенка-инвалида с российским гражданством, и т.д., и т.п. Но сколько ещё людей, русских или не очень, но живущих в России много лет и владеющих языком лучше многих россиян, провалились между нормами закона? Кто знает.
На днях в Госдуму был внесен ещё один законопроект, и тоже правительством, и тоже - об упрощении порядка получения гражданства отдельным категориям граждан - в частности, инвесторам, вложившимся в российскую экономику. Если бы политика в этой сфере была осознанной и продуманной, наверное, все эти меры - и про носителей, и про инвесторов - были бы изложены в одном документе.