Мосгордума: маршрут на пачке «Беломора»

Почему столичной оппозиции трудно поделить округа на выборах

В военном деле есть термин «скрытая мобилизация»: это когда армии уже готовят штабы и расставляют полки — но так, чтобы противник об этих планах не догадывался. Именно это сейчас происходит на полях будущей электоральной битвы по выборам депутатов Мосгордумы 14 сентября 2014 года. Старт ей будет дан не раньше середины мая, когда появится карта района боевых действий — нарезка одномандатных округов. А пока в субботу, 15 февраля, состоится предварительный смотр на форуме политических сил Москвы. Список своих кандидатов пока объявила только коалиция «РПР-Парнас», 5 декабря и партии Алексея Навального. Что скажут остальные?  «МК» изучил подробности нелегкого периода подготовки к выборам в МГД.

Почему столичной оппозиции трудно поделить округа на выборах
Рисунок Алексея Меринова

Пока рейтинги спят

«Единую Россию» в Москве не то чтобы активно не любят, но уж точно недолюбливают. В 2011 году во время выборов в Госдуму партия власти получила ниже, чем даже в среднем по стране. Всего 45%. После чего москвичи еще и дополнительно выразили свои горячие чувства к единороссам многотысячными митингами протеста. На муниципальных выборах в марте 2012 года кандидаты «ЕР» баллотировались в качестве самовыдвиженцев, чтобы не светить партбилетами. Даже мэр Сергей Собянин на выборах в 2013 году выступил как самовыдвиженец, хотя из-за этого ему и пришлось преодолевать дополнительный барьер — сбор подписей избирателей вдобавок к «муниципальному фильтру».

А в январе этого года Мосгордума даже изменила столичный закон о выборах: теперь парламент будет избираться не по партийным спискам, а по одномандатным округам. То есть избирателям 14 сентября предстоит поставить галочку не партии, а конкретному человеку. Который может быть выдвинут и не от «ЕР»... Правда, глава столичного отделения «Единой России» Николай Гончар заверил «МК», что после проведения праймериз все кандидаты от партии власти пойдут на выборы под ее флагом и скрывать партбилет не станут...

— 30% — это средний рейтинг «ЕР» в Москве в течение последних трех лет, — говорит «МК» гендиректор ВЦИОМ Валерий Фёдоров. — Он колеблется вокруг этой цифры, никаких взлетов и падений не ожидается.

Проблема в том, что рейтинг ближайшей оппозиционной партии — КПРФ, по оценке Фёдорова, как минимум в два раза ниже. А у либеральных партий — еще меньше. «И это так называемый спящий рейтинг в отсутствие избирательной кампании, — оговаривается социолог. — Кампания меняет информационное поле, а вместе с ним настроение умов и рейтинги». На стартовые рейтинги особо рассчитывать не стоит, подчеркивает Фёдоров: в 2011 году они были «очень неплохие», да вот кампания подкачала.

Поэтому непонятно, насколько стратегически верным для «ЕР» было решение отказаться от выборов по партийным спискам. Да, в одномандатных округах даже и членский билет «ЕР» кандидату не так страшен, важно — что ты умеешь и насколько ты популярен. Но ровно то же самое преимущество появляется у всех остальных кандидатов.

Джерримандеринг и с чем его едят

Фактор внезапности — важное преимущество при ведении боевых действий. И такое преимущество партия власти может себе обеспечить, затянув объявление «нарезки». Это слово, которое ничего не говорит простому избирателю, сейчас самое главное для столичных политиков. Главный вопрос современности: когда Мосгоризбирком «выкинет нарезку» — то есть в переводе с политтехнологического на русский объявит границы мажоритарных округов.

По новому закону сделать это можно самое позднее за 4 месяца до выборов, то есть к 13 мая. Раньше закон предусматривал другие сроки — 6 месяцев (13 марта). Однако Госдума приняла поправку в Федеральный закон «Об основных гарантиях», причем весьма интересным образом. Орловская областная дума предложила законопроект о совершенно других поправках, а коварный оборот «слово «шесть» заменить на слово «четыре» провели во втором чтении с подачи депутата от ЛДПР Алексея Диденко. Фокус прошел почти незамеченным даже ведущими политическими партиями.

4 февраля закон вступил в силу — теперь почти до самого лета партии будут утрясать раздел округов вслепую. А это чревато срывом договоренностей. Допустим, сегодня два кандидата решат, что один выдвигается в Крылатском, а другой — в Хорошёве-Мневниках. А завтра эти два района объединят в один округ — и придется либо конкурировать, либо баллотироваться в другом месте. Где в свою очередь тоже уже кто-то с кем-то договорился.

А между тем у Мосгоризбиркома появляется масса возможностей подыграть действующей власти с помощью нарезки. Ведь вместо старых 17 округов надо сделать целых 45, то есть каждый почти в 2,5 раза меньше прежнего, примерно по 160 тысяч избирателей на каждый. Это значит, что самые крупные столичные районы (Марьино, Отрадное, Выхино-Жулебино) будут приблизительно равны округу. А в остальных местах — простор для творчества, которое на языке политтехнологов называется «джерримандеринг» — по имени американского сенатора, который еще в XIX веке додумался, как с помощью формирования округов обеспечить победу своей партии. Взять, например, традиционно протестный район Тропарёво-Никулино — и присоединить его к лояльной Новой Москве. В общей массе голосов протестные бюллетени никулинцев ничего решать не будут. А можно, наоборот, присоединить этот район к соседним с ним «интеллигентским» юго-западным районам, тогда там победит какой-нибудь оппозиционный профессор.

Раздел округов вслепую

Пока нарезки нет, строить планы — все равно что прокладывать маршрут по пачке «Беломора». Но ничего не поделаешь, играть приходится по тем правилам, какие есть. Поэтому 15 февраля представители столичных оппозиционных партий соберутся на специальный форум, посвященный выборам в МГД, чтобы прощупать планы соперников и выработать единую стратегию. Тут как при игре в карты: важно понять, какие козыри на руках у противника, и не засветить раньше времени своих.

Инициатором проведения форума стал муниципальный депутат Таганского района от «Справедливой России» Илья Свиридов (тот самый, который перед Новым годом уже пытался провести референдум по платным парковкам в центре города). Впрочем, в состав оргкомитета форума он входит на правах рядового члена. Представители всех партий формально будут равны — только на таких условиях и можно будет собрать под одной крышей эсеров, коммунистов, «Гражданскую платформу», «Яблоко», РПР-ПАРНАС, «Патриотов России» и партию «зеленых» Олега Митволя. И то некоторые приходят с оговорками: яблочница Галина Михалёва — в статусе наблюдателя, представители «ГП» официально в оргкомитет так и не вошли... Однако посмотреть на конкурентов интересно всем. Поэтому, как сообщил «МК» Свиридов, все эти партии заявили о своем участии.

— Это будет попытка понять, кто выступает в качестве переговорщиков, — пояснил муниципальный депутат. — Будет по 3–5 человек от каждой партии. Позвали всех, принципиально не звали только ЛДПР, потому что это они инициировали все эти изменения в законодательстве, из-за которых нарезку округов объявить могут в мае. Понятно, что это делалось с подачи власти, но руками ЛДПР.

Кстати, у либерал-демократов пока депутатов в Мосгордуме нет. И не факт, что будут.

Представитель от КПРФ, глава фракции коммунистов в МГД Андрей Клычков, в беседе с «МК» назвал форум «площадкой для начала переговоров». Как вести переговоры, когда нет карты района боевых действий?

Судя по всему, механизм будет таким. 45 одномандатных округов — это совсем немало для Москвы, где местная, столичная повестка дня «затеняется» федеральной, а местное самоуправление — главный поставщик кадров для политики локального масштаба — находится в зачаточном состоянии. В Москве есть ограниченный круг людей, которые мало-мальски раскручены, известны на своей территории и могут претендовать хотя бы на достойное участие в кампании.

Тех, кто готов за это платить, еще меньше. По оценкам политтехнологов, кампания «под ключ» по выборам в МГД будет стоить от 10 миллионов рублей (без гарантии результата, за «поучаствовать») до 1–2 миллионов долларов (если округ сложный и стоит задача взять второе место, а то и победить). Политически активные толстосумы, готовые на подобные траты, уже сейчас присматриваются, от какой партии выдвигаться. Котируются только зарегистрированные игроки: зачем собирать подписи избирателей, если можно этого избежать?

Выдвижение в округе, где пойдут слабые единороссы и не будет сильных оппозиционеров, кратно увеличивает шансы на победу. Поэтому сейчас будущим кандидатам и их партийным патронам так важны любые крохи информации. Кто с кем ведет переговоры, кто с кем дружит или, наоборот, поссорился, слухи о том, что такой-то район прирежут к этому округу или к соседнему — все это важно для того, чтобы прикинуть: Ивана Ивановича Пупкина выдвигаем, допустим, в Марьине. В одном случае информацию об этом не вредно распространить заранее — например, если товарищ Пупкин ни при каких обстоятельствах не пойдет от другой партии, а шансы на победу у него выше всех остальных. Тогда пусть конкуренты заранее уходят из Марьина в другие, более рыбные округа. А за то, что Пупкина, так уж и быть, расчехлили раньше времени, можно от них потребовать ответной любезности: расскажите, кого вы планируете выставлять в районе Сокольники, у нас пара человек этим местом интересуются...

Иногда кандидатов можно передвинуть на другой округ — если они известны в ряде районов или даже по всему городу, не привязаны к конкретному месту. А если товарищ годами окучивает конкретную группу домов, ремонтирует во дворах детские площадки и высаживает цветочки? Или, того хуже, у него именно здесь сосредоточены бизнес-интересы? Тогда меняться на другой район он не будет. Вот вам и столкновение интересов.

А округа и районы в столице очень разные, и самые лакомые уже сейчас вызывают конфликты и споры. Например, мечта столичной оппозиции — юго-запад столицы, этакий оплот либерализма. На выборах в Госдуму 2011 года «Единая Россия» получила: в Черёмушках и Академическом — 39%, в Гагаринском — 23%, в Ломоносовском — 26%, в Конькове — 36%, в Тёплом Стане — 29%... Тут какого оппозиционера ни выдвини — почти наверняка победит. Если, конечно, голоса не растаскивать. Так вот в политбомонде ходит упорный слух, что конфликт в партии РПР-ПАРНАС был вызван помимо всего прочего желанием члена федерального политсовета Ильи Яшина выдвигаться в этом районе. Яшина можно понять: он давно работает в этом районе, в 2005 году даже набрал там 14% голосов на выборах в ту же МГД (по бывшему Университетскому округу). С другой стороны, слишком уж это райское место, чтобы другие партии без боя согласились отдать его Яшину. Тут речь уже не о конкуренции внутри РПР-ПАРНАС, а о том, что в условном Гагаринском районе может захотеть выдвигаться Николай Губенко (КПРФ) — последний министр культуры СССР. У него и шансов на победу больше, недаром он в 2005 году обошел Яшина в том же округе. Сам парнасовец все это понимает. «Не то чтобы я сел в Гагаринском и требовал, чтобы вокруг меня все плясали, — сказал он «МК». — Настроен договориться».

В таких вот сложных переговорах, полных намеков, целенаправленных «сливов» и «утечек» информации, партийные политтехнологи и пиарщики будут коротать время как на форуме 15 февраля, так и еще пару-тройку месяцев после него. А итоговая конструкция может оказаться очень хрупкой и рухнуть из-за любой случайности.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Сможет ли столичная оппозиция договориться о разделе округов на выборах в МГД?

Александр ПОЖАЛОВ, зам. исполнительного директора фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»:

— Нет, не сможет. Во-первых, очень важную роль будет играть межличностный фактор. Невозможно договориться КПРФ с либеральной оппозицией, «Яблоку» — с «Гражданской платформой», если в переговорах будут активно участвовать лидеры обеих сторон. Всегда может подключиться федеральное партийное руководство, которое сочтет договоренности неприемлемыми по идеологическому признаку.

Договоренности возможны только в тех округах, которые не являются протестными и, следовательно, ключевыми для оппозиции. Например, Выхино-Жулебино, где может выдвинуться глава фракции КПРФ в МГД Андрей Клычков. Это его округ, но никого больше он не интересует. Такие ситуации постфактум можно представить как результат договоренностей, на самом деле эти округа уже сейчас не являются предметом переговоров. Перспективных для оппозиции округов примерно 8–12, они сосредоточены в ЦАО, ЮЗАО, частично САО. И там конкуренция в любом случае будет высока. Для оппозиции единственные возможные точки кооперации — это координация работы наблюдателей по пресечению агитации с использованием административного ресурса, сотрудничество на уровне членов избиркомов с правом решающего голоса (у непарламентских партий их просто нет).

А форум 15 февраля — это попытка «Справедливой России» улучшить свой имидж после неоднозначной истории с провалом референдума по платным парковкам.

ТОП-10 КАНДИДАТОВ В МОСГОРДУМУ:

люди, о которых вы еще услышите во время избирательной кампании

«МК» выбрал самых интересных столичных политиков, которые с высокой долей вероятности будут участвовать в выборах. Не факт, что все они победят, однако эти имена еще не раз встретятся вам в печати перед 14 сентября!

Ирина Прохорова, лидер «Гражданской платформы», сестра олигарха Михаила Прохорова. Выдвигаться будет в «интеллигентском» округе — а вот в каком, пока неизвестно.

Андрей Клычков, глава фракции КПРФ в Мосгордуме.

Николай Губенко, КПРФ, последний советский министр культуры. Дважды занимал второе место, баллотируясь в одном округе со спикером МГД Владимиром Платоновым. Теперь округов больше, и Губенко имеет шанс на победу в другом месте.

Николай Ляскин, глава московской организации партии Алексея Навального «Народный альянс». Партия не зарегистрирована, но если Ляскина поддержит РПР-ПАРНАС, у него неплохие шансы в округе с сильным запросом на умеренный национализм.

Наталья Чернышёва, муниципальный депутат района Зюзино, член политсовета «Альянса зеленых и социал-демократов».

Илья Свиридов, муниципальный депутат Таганского района, член «Справедливой России» и автор референдума о платных парковках — который, ко всеобщему разочарованию, так и не состоялся.

Зоя Шаргатова, муниципальный депутат района Дорогомилово, бывшая яблочница, а теперь зам. председателя московского отделения партии «Альянс зеленых и социал-демократов».

Геннадий Гудков, сопредседатель «Альянса зеленых и социал-демократов», экс-депутат Госдумы от эсеров, лишенный мандата в сентябре 2012 года. Решение о выдвижении еще не принял.

Константин Янкаускас, также муниципальный депутат из Зюзина, незарегистрированная партия «5 декабря».

Максим Кац, муниципальный депутат района Щукино, урбанист и протестный активист. Гадает, от какой партии ему лучше выдвигаться, и даже устроил на эту тему опрос у себя в блоге.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру