Конфликт между сопредседателями «РПР — Парнас» Владимиром Рыжковым, Михаилом Касьяновым и Борисом Немцовым тлеет с конца декабря. Для Рыжкова эта история все больше напоминает сказку про заюшкину избушку, в которую косой пустил пожить лису. В годы «закручивания гаек» Рыжков отсудил право на регистрацию Республиканской партии в Европейском суде по правам человека, а потом из чувства солидарности взял в сопредседатели объединенной структуры Касьянова с Немцовым. Впрочем, и у тех есть своя правда: сейчас партия общая — значит, «лицензия» на политдеятельность принадлежит большинству.
Два основных повода для конфликта — вопрос о коалиционной политике и о взаимоотношениях с властью. Часть «парнасовцев» — за сотрудничество с несистемной оппозицией, в том числе лидером незарегистрированного «Народного альянса» Алексеем Навальным. «Мы заинтересованы в том, чтобы он взаимодействовал с нашей партией, он популярен в Москве, это дает нам возможность для наращивания партийных рядов, роста политического капитала и популярности, — пояснил «МК» член бюро ФПС Илья Яшин (кстати, соратник Навального еще со времен совместной работы в молодежном «Яблоке»). — А в условиях роста протестных настроений только четкая оппозиционная повестка позволит нам мобилизовать электоральные ресурсы». Превращаться в «карманную оппозицию» — ошибка, уверен он: «Это будет еще одна партия вроде СПС или «Яблока», мы это уже проходили».
«Наша задача — утвердить позитивную, созидательную повестку дня, а не радикальную, — заочно оппонирует ему яркий представитель «рыжковского» крыла, член ФПС Владимир Копцев. — И потом, задача оппозиции — проходить в органы власти. Если человек, как Немцов, побеждает на выборах и сам становится депутатом — о чем он не может говорить с властью?» Эта часть партии — против сотрудничества с Навальным.
А сроки поджимают: на носу выборы в Мосгордуму, команда Навального рассчитывает на выдвижение от «РПР — Парнас»... Закулисные переговоры по урегулированию конфликта продолжались в партии больше месяца, но ни к чему не привели. Сами сопредседатели накануне решающего дня хранили дипломатическое молчание. Слухи о своем возможном смещении Владимир Рыжков комментировать не стал. Источник «МК» утверждает, что вместо него ответственным секретарем ФПС может стать Константин Мерзликин — человек, пришедший в партию из «Народно-демократического союза» Михаила Касьянова.
На кону — само существование «РПР — Парнас» на партийном поле. При создании партии сопредседатели поровну поделили между собой «контрольный пакет голосов» партии. В ней около 60 региональных отделений, каждый из лидеров контролирует треть. По закону партия должна иметь отделения как минимум в 43 регионах страны. Смещение Владимира Рыжкова его соратники могут воспринять как «рейдерский захват» партии Касьяновым и Немцовым. Если это приведет к выходу из партии части региональных отделений (юридически это может быть оформлено, например, как самоликвидация), то «РПР — Парнас» может быть тут же закрыт за нарушение партийного законодательства.
А удастся ли зарегистрировать новую партию — еще вопрос: последнее время Кремль сворачивает партийное многостроительство. Владимир Копцев еще в конце декабря подал в Минюст заявку на создание оргкомитета новой партии — «Республиканцы России». Но ведь и ее могут не зарегистрировать. Тогда у разбитого корыта останутся все три сопредседателя, не сумевшие договориться миром.