Госдума приняла «драконовский» закон о блокировке сайтов без суда

Гаечный ключ — оружие депутата

Булыжник, как известно, оружие пролетариата. А гаечный ключ теперь - оружие депутата.

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении ещё два  законопроекта из серии «ужо вам покажем кузькину мать!»: о праве без суда блокировать в Интернете любые сайты, которые Генпрокуратура заподозрит в распространении призывов к экстремистской деятельности, и об уголовном наказании за публичные  сепаратистские призывы.

Гаечный ключ — оружие депутата

Оба документа были согласованы с Кремлем и им поддержаны. Оба были приняты в «скоростном режиме», и могло сложиться впечатление, что если не сделать этого сейчас - страна рухнет в одночасье: от первого до второго чтения прошло меньше двух дней. Оба были приняты практически единогласно, голосами депутатов всех фракций.

Законопроект о досудебной блокировке сайтов внесла группа депутатов из ЛДПР во главе с замглавы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Андреем Луговым в начале ноября, после массовых беспорядков в Бирюлево (как известно, народ созывался к месту событий в том числе и через Интернет). Обсуждая документ в первом чтении, глава Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов («СР») говорил и о печальном опыте «других стран».

И вот с 1 февраля 2014 года (эта дата вступления закона в силу появилась в нем ко второму чтению) Генпрокурор или его заместители, «в случае обнаружения» в Интернете и других «информационно-коммуникационных сетях» информации, содержащей «призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых публичных мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка» (то есть не согласованных), сможет обратиться в Роскомнадзор, а тот в течение суток примет меры по блокированию противоправной информации. Когда её удалят - блокировка будет снята оператором «незамедлительно». Но сначала Роскомнадзор удостоверится, что заявление от владельца ресурса или сайта соответствует действительности.

Приведенное выше определение информации, которая может быть заблокирована, дает власти значительную свободу рук и широкие возможности для избирательного применения новых механизмов. Во-первых, само по себе понятие «экстремистской деятельности» в соответствующем законе безбрежно широко и, по мнению многих депутатов, «размыто». А во-вторых, если сами прокуроры не уследят за Сетью - им дается право требовать блокировки сайтов и в случаях «поступления информации» о распространении противоправной информации от любого органа власти любого уровня, от любой организации (любой!), или от любого гражданина РФ...

Второй принятый в тот же день законопроект дополняет Уголовный кодекс новой статьей 280.1 по названием «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации». Авторами этой инициативы стали коммунисты. Наказание за словесный сепаратизм обещается нешуточное: штраф до 300 тысяч рублей, или принудительные работы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок. Призывы к отделению той или иной территории от РФ или передаче того или иного куска земли иностранному государству через СМИ или Интернет депутаты предложили карать ещё суровее: обязательными работами на срок до 480 часов или лишением свободы на срок до 5 лет.

Зачем понадобилась эта отдельная статья в УК - не очень понятно. Там уже есть 280-я, про «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», с точно такими же сроками и штрафами. А в законе «О противодействии экстремистской деятельности», в том самом очень широком определении экстремизма, первым пунктом идет «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации». Когда при обсуждении законопроекта в первом чтении делавшего доклад Юрия Синельщикова (КПРФ) спросили, в чем тут разница, он ответил так: «Экстремизм - это склонность к политическому насилию, а здесь мы говорим не только о насилии, а о ситуациях, когда насилия может не быть». То есть опасными для государства признаются публичные призывы к НЕНАСИЛЬСТВЕННОМУ отделению от РФ любых территорий? Даже если речь идет о призывах к заключению международных договоров, как тот, о границе, что несколько лет назад РФ заключила с Китаем, и по которому отдала кусочек российских земель восточному соседу?

Но это что! Скажите спасибо, что депутаты не поддержали поправку Евгения Федорова («ЕР»), который предложил сажать за сепаратистские призывы на 20 лет...

Смотрите видео: выступление министра связи Николая Никифорова. Год назад, о перспективах развития Рунета

МК ТВ. Николай Никифоров:"В половине семей России есть интернет"

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26416 от 21 декабря 2013

Заголовок в газете: Гаечный ключ — оружие депутата

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру