Оперативное рассмотрение письма, поступившего 28 ноября на имя спикера Госдумы, было вызвано желанием депутатов поскорее снять все вопросы. «Мне крайне важно открыто дать исчерпывающие объяснения, потому что вы видите давление СМИ», — заявил г-н Неверов.
Федеральные СМИ имеют право обращаться в комиссию, напомнил ее глава Николай Ковалев («ЕР»), открывая заседание. Вопросов в заявлении г-жи Альбац было по два к каждому из «ответчиков»: почему они не задекларировали приобретенные или арендованные земельные участки и не является ли «вознаграждением в имущественной форме» (по сути — взяткой) от некоего ООО «Строительство транспортных систем» предоставление права на пользование участками, которые этому ООО принадлежат?
Первым объяснялся г-н Неверов. Он сказал, что в декабре 2012 года купил два участка в едином выгороженном массиве дачного кооператива «Сосны», а право собственности на них получил лишь в январе 2013 года. Указывать эти участки в декларации за 2012 год депутат не был обязан, но сделал это. Весной 2013 года г-н Неверов, по его словам, вступил в ДНП «Сосны», а потом получил от кооператива в аренду еще один участок, который граничит с приобретенными ранее. Он будет отражен в декларации за 2013 год.
В том же апреле участок по соседству приобрела супруга г-на Неверова (его тоже внесут в декларацию за 2013 год), как и еще один, небольшой, которым семья Неверовых пользуется на основании договора субаренды с ООО «Строительство транспортных систем». «Обвинения в получении вознаграждения от фирмы в неденежной форме не соответствуют действительности», — заявил вице-спикер. Еще один участок рядом принадлежит его теще.
«Мы не вправе обсуждать то, что еще не должно было быть задекларировано», — заявил член комиссии Владимир Поневежский («ЕР»). Но г-н Неверов очень хотел поставить все точки над «i». Г-жа Альбац показала фотографию, сделанную аэросъемкой в сентябре 2011 года: на ней все участки, которыми владеет или пользуется семья Неверовых, уже окружены забором и являются единым массивом с домом в 613 кв.м. Еще она просила уточнить, почему это ООО вдруг передало в субаренду г-ну Неверову землю.
Г-н Неверов стал уточнять: да, в 2011 году земля была в таком формате огорожена забором, но принадлежала семье экс-депутата Госдумы Константина Косачева (сейчас глава Россотрудничества. — М.О.). Семья Неверовых, постепенно приобретая в собственность куски этого массива, была вынуждена брать в аренду ту его часть, которая принадлежит ДНП «Сосны», и в субаренду — кусок, который вышеупомянутое ООО арендует у администрации Истринского района. Договор субаренды на 30 тысяч рублей в год заканчивается в конце декабря 2013 года...
У депутатов вопросов не было, но г-жа Альбац спросила об источнике средств на покупку земли. Из ее расчетов следовало: денег, задекларированных депутатом и его женой, не хватило бы.
Признав точность расчетов г-жи Альбац в части стоимости земли, г-н Неверов пояснил: за три последних года он и его жена, продав квартиру в Новокузнецке и машину, вместе с зарплатами получили больше, чем стоили купленные в 2012 году участки. А у тещи есть взрослые дети: «Мы все вместе решили проживать в большом доме, который строил еще Косачев».
Комиссия единогласно решила, что оснований для проверки нет. А г-жа Альбац сказала, что Неверов создал важный прецедент открытости — по ее словам, когда журнал занимался квартирой Ирины Яровой, ни ее пресс-служба, ни сама она не пожелали дать ни одного комментария.
С делом г-на Руденского разобрались быстро — вопросов об источнике средств на землю в том же ДНП «Сосны» к нему не возникло, до прихода в Госдуму депутат был предпринимателем. Один участок он взял в субаренду у того же ООО, а другой — арендовал у кооператива «Сосны» в 2013 году и задекларирует в 2014-м, как и положено.