О возможности амнистии фигурантов Болотного дела Владимир Путин заявил этой осенью на заседании дискуссионного клуба «Валдай». «Что касается того, чтобы в данном случае использовать право амнистии, я этого не исключаю», - сказал он, оговорившись, что «надо дать возможность просто довести все необходимые процедуры до логического юридического завершения».
Завершение, возможно, уже не за горами: на состоявшейся в среду в редакции «МК» пресс-конференции адвокаты обвиняемых заявили о том, что процесс ускоряют. А вот про амнистию пока не слышно. «Последние утечки говорят, что амнистия будет широкой, но фигуранты Болотного дела под неё не подпадут, - заявил Лев Пономарёв. - Я думаю, что этот вопрос ещё подвешен у президента, может быть он колеблется». Ранее родственники «узников 6 мая» сами обратились к главе государства с письмом, в котором сообщали о нарушениях в ходе процесса. Наталья Кавказская, мать Николая Кавказского, передала «МК» ответ от Администрации президента, в котором вместо ответа по существу декларируется независимость и самостоятельность судебной власти в России. «Проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в порядке апелляционного, кассационного либо надзорного судопроизводства», - говорится в письме.
Между тем, как сообщил адвокат Дмитрий Аграновский, ЕСПЧ придал приоритет Болотному делу и объединил в одно производство несколько связанных с ним жалоб в отношении Владимира Акименкова, Ярослава Белоусова, Леонида Ковязина, Артёма Савёлова, Андрея Барабанова, Михаила Косенко и Николая Кавказского. Российскому правительству направлены связанные с делом документы - «Изложение фактов» и «Вопросы сторонам». Вопросы, по словам Аграновского, связаны с неправомерностью ареста, неправомерностью продления срока содержания под стражей и бесчеловечными условиями перевозки в суд и содержания в зале суда. Срок предоставления ответов со стороны российского правительства — до 17 января. После этого у стороны защиты будет месяц на предоставление собственных аргументов, а затем ЕСПЧ может приступить к вынесению пилотного решения. Адвокаты подчёркивают, что в Страсбурге события 6 мая называют «разгоном демонстрации», а вовсе не массовыми беспорядками.
Последний раз, когда ЕСПЧ настолько быстро реагировал на дела из России, - это, пожалуй, «процесс 39 нацболов» 2004 года. Тогда членов ныне запрещённой НБП Эдуарда Лимонова судили за захват общественной приёмной президента. В итоге 31 человек был освобождён, жалобы семерых из них в ЕСПЧ были удовлетворены и бывшие подсудимые получили денежные компенсации.
Пока арест обвиняемым по Болотному делу продлён до 24 февраля 2014 года. Но не исключено, что всё закончится раньше. «Был кулуарный намёк: дескать, не будем же мы до Олимпиады заседать», - пояснил адвокат Вадим Клювгант. Сажать людей по шитому белыми нитками делу о «разгоне демонстрации» накануне Олимпиады — значит нанести ущерб имиджу России в мире, тем более если ЕСПЧ примет решение в пользу «узников 6 мая». Но и позволить защите добиться оправдания — это вроде бы не тактика наших властей. Похоже, что амнистия — наиболее приемлемый для всех выход. Вот только дойдёт ли до неё дело...