«До сих пор политическая партия во время предвыборной кампании могла взять кредит или просто получить временное финансирование на общих основаниях, иногда на сверхльготных условиях», — заявил Дмитрий Медведев, отметив тут же, что «это все-таки необычное финансирование и необычные гражданско-правовые сделки». И предложил кредитование «под выборы» ограничить. Сейчас закон устанавливает лимиты только на сумму пожертвований: не больше 43 миллионов от юрлиц, не более 4,3 миллиона от «физиков». Эти суммы премьер предлагает взять за базовые, с тем чтобы кредиты превышали их максимум в пять раз. То есть партии смогут «перехватить» не больше 216 миллионов от юрлиц и до 21 миллиона от граждан. «Деньги на самом деле получаются немалые», — заметил Медведев.
До сих пор никто публично не поднимал тему партийных кредитов. «Да, партии действительно могут брать кредиты, но на самом деле не берут, — сказал «МК» член Центризбиркома Евгений Колюшин, курирующий в комиссии тему финансирования. — Во всяком случае, мне такие прецеденты неизвестны, чтобы брали кредит на кампанию». Его коллега, член ЦИК Елена Дубровина, сказала, что она не сталкивалась с тем, чтобы «кредитные истории» партий фигурировали в отчетах: «Зачем им об этом говорить? Партия может взять деньги и перечислить их в избирательный фонд уже как свои собственные средства». Известный политтехнолог Андрей Богданов, создавший не меньше десятка партий по новому либеральному законодательству, сказал «МК», что не знает примеров взятия партийных кредитов: «Непонятно, кто их будет отдавать, если партия распустится». Наконец, юрист КПРФ Вадим Соловьев также с удивлением признал, что за 20 лет практики с такими случаями не сталкивался.
Для кого же предложена эта норма? Тут нужно учесть такую деталь: «текущая» партийная касса — это одно, избирательный фонд — совсем другое. В кошельке партии может лежать сколько угодно денег, но во время кампании она имеет право перечислить в фонд «на выборы» строго определенную сумму. В 2011 году она была весьма умеренной — 350 миллионов. Остальное добирается из других источников. Так вот этот лимит любая парламентская партия может запросто вынуть из кармана, не прибегая к займам. Ведь они и так получают финансирование из бюджета: от 400 миллионов рублей (ЛДПР) до 1,7 миллиарда («Единая Россия»).
У всех же остальных «мелких» партий на счетах либо круглые нули, либо такие жалкие крохи, что им кредита никто и не даст. У «Монархической партии», к примеру, 539 рублей — ну куда ей влезать в долги? Ведь расплатиться можно, только получив бюджетное финансирование. Оно начинается с планки в 3% голосов на выборах в Думу. В 2011 году этот барьер преодолело только «Яблоко», да и то получило маловато — 118 миллионов в год. Источники «МК» утверждают, что некоторые лидеры, одновременно являющиеся бизнесменами, используют кредитование вместо пожертвования для подпитки собственных партий. В частности, такую схему может применять глава «Патриотов России» Геннадий Семигин. Но «Патриоты» в 2011 году наскребли на выборы только 5 миллионов рублей — до потолка в 216 миллионов им не достать.
Пожалуй, единственный, кого эта норма может затронуть, — оппозиционер Алексей Навальный и партия его сторонников «Народный альянс» (пока незарегистрированная). Они уже продемонстрировали способность привлекать спонсоров. На столичную кампанию, к примеру, в короткий срок собрали 104 миллиона рублей. Плюс поддержка бизнеса: письмо 37 представителей делового сообщества в поддержку Навального поддержали к концу кампании более 300 человек. В основном это «умный» бизнес, IT-технологии. В отличие от крупных компаний, спонсирующих «Единую Россию», они не могут позволить себе за здорово живешь отстегнуть несколько «лимонов» под сомнительное предприятие. Другое дело — кредит: Навальный или «Народный альянс» после успеха на выборах могли бы рассчитаться с долгами. Теперь не выйдет. Разрешенного кредитного лимита в 216 миллионов на федеральную кампанию никому не хватит. В 2011 году средняя цена одного голоса составляла $5. А значит, при явке 50% для результата в 5% нужно было вложить минимум 400 миллионов рублей. И к выборам в Думу 2016-го цены еще вырастут.