Навальный отметил условный срок в ресторане «Царское село»

А Петр Офицеров посоветовал следователям учить математику в первом классе

Свое чудесное избавление от неба в клеточку Навальный с друзьями отметил скромным обедом в ресторане. Теперь защита собирается добиваться полного оправдания. Корреспондент «МК» наблюдал за процессом непосредственно в Кирове.

А Петр Офицеров посоветовал следователям учить математику в первом классе
Алексей Навальный

В отличие от всех других заседаний судов по делу "Кировлеса", это разбирательство было лишено налета театральности и оттого производило гнетущее впечатление. Перед зданием облсуда не было многолюдных пикетов - только один-единственный агитационный "куб" с надписью "Путин боится Навального". Сам герой дня утром в среду сошел с поезда хмурый, интервью на вокзале против обыкновения не давал, а быстро уехал в гостиницу. Сопровождавшая мужа Юлия Навальная была вся в чёрном, что создавало невольные ассоциации с трауром.

Судья Альберт Прытков начал процесс с невиданного прежде в судах действия: переклички журналистов. "У нас аккредитованы СМИ", - сказал он, хотя по закону быть никакой аккредитации для доступа в суд. Тем не менее, Прытков стал зачитывать по бумажке: "НТВ? Здесь... Прайм-ТАСС? Здесь..." Изнывающие от скуки журналисты во время этой паузы решили, что судья Прытков поразительно похож на Уго Чавеса - только с лица похудее.

В районном суде дело слушалось три месяца, а областному хватило двух часов. Сторона Навального заявила два ходатайства: о вызове в суд свидетелей защиты, которых так и не удосужилась заслушать первая инстанция, и о проведении экспертиз, бухгалтерской, финансово-экономической и товароведческой. Прокуроры Петелина и Черемисинов с этим не согласились - дескать, все экспертизы в деле есть. Навальный уточнил: есть-то они есть, да вот только проведены в рамках совсем другого дела, и вопросы экспертам там ставились совсем не те, которые надо!

На обвинение этот довод не подействовал. Кстати, Черемисинов за последнее время получил повышение по службе: на погонах у него вместо трех звездочек красовались уже четыре. Как известно, судья Блинов, вынесший в июле приговор Навальному, тоже с тех пор получил бонус - служебную квартиру. А вот якобы умыкнувший 16 миллионов Навальный так и живет в "двушке" в Марьино. "Где корыстная выгода моя или Офицерова, куда испарились эти деньги, на какие счета были зачислены?" - спрашивал оппозиционер суд.

Посовещавшись, Прытков ходатайства отклонил: "Судебная коллегия не усматривает каких-либо неясностей, данные экспертизы предельно ясны". После этого настроение в зале стало и вовсе тяжелым. "Не вижу смысла участвовать в прениях, - устранился от дальнейшего хода процесса Навальный. - Я вообще не понимаю, что дальше будет исследовать суд и на что опираться". Последнее слово у него тоже вышло скомканным, зато Петр Офицеров был в ударе. "У меня ребенок пошел в первый класс и изучает основы математики. Если бы такие курсы проводили для господ следователей, то этого дела бы не было! - сказал он. - На скамье подсудимых не мы, а российское правосудие и вера в справедливость".

Когда судьи покинули зал, приставы неожиданно разрешили выйти и подсудимым. Картина получилась душераздирающая: в разных концах коридора у окон стояли в обнимку две пары - Алексей с Юлией и Пётр с Лидией. Приставы не мешали журналистам к ним подходить, но никто и так не совался: все были уверены, что мышеловка захлопнется в считаные минуты. Срок, кстати, установил сам Прытков: определение суда будет в 12:30, пообещал он, выходя из зала. На часах было 12:05. Конечно, написать "с нуля" приговор менее чем за полчаса невозможно, так что это равносильно признанию, что решение было готово заранее.

Поэтому когда наконец судья зачитал свой вердикт - "срок считать условным" - зал загудел. Все уже забыли, что есть и такой вариант. Навальному и Офицерову придется не менять постоянное место жительства и дважды в месяц "отмечаться". Испытательный срок назначен тоже на пять лет - это значит, что шансы оппозиционера избавиться от судимости до следующих федеральных выборов невысоки. Кстати, в силе остаются назначенные судом штрафы, что особенно сильно бьет по Офицерову - в его семье пятеро детей. Накануне он рассказал "МК", что активисты уже собрали для него почти всю сумму полумиллионного штрафа.

Навальный заявил, что будет обжаловать приговор. "Все высосано из пальца, - сказал он. - Я на свободе, но любое административное правонарушение может превратить этот срок в реальный". Ольга Михайлова сообщила "МК", что планируется подача кассационной жалобы, но сроки еще не определены: по закону на это дается еще год. "Мы можем уже сейчас подавать в Европейский суд по правам человека, у нас все для этого есть", - сказала она.

Праздновать окончание процесса Навальный и Офицеров отказались: дескать, осудили условно невиновных людей - разве это повод для праздника? Тем не менее, вся компания вместе с супругами и адвокатами была замечена в ресторане "Царское село" (демократичные цены, безлимитный Интернет). Адвокат Давыдова предложила простой тост - "За свободу!" А Навальный, только что избавленный от колонии, уже был погружён в другие проблемы - рассуждал о "Болотном деле"...

Киров

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26361 от 17 октября 2013

Заголовок в газете: «Крючок» для Навального

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру