Три бомбы в Государственной Думе: реформа РАН, судов и налог на недвижимость

Главные осенние интриги с ключевыми законопроектами

10 сентября Госдума соберется на первое после летних каникул заседание. За депутатами шестого созыва закрепилась слава людей, «от которых можно ждать чего угодно». И вот, представьте, они опять начнут принимать законы!

Главные осенние интриги с ключевыми законопроектами
Рисунок Алексея Меринова

Станем ли мы свидетелями чего-либо подобного титанической борьбе с высосанной из пальца гей-угрозой, мифическими полчищами кощунников или непобедимыми матерными словами? За этой борьбой целый год с интересом следило все прогрессивное человечество...

Кто знает. Но красочными феериями не исчерпывается деятельность парламента. «МК» изучил планы работы Госдумы на осень и обнаружил в них немало сложных и важных вопросов.

Вообще-то сессия Госдумы должна была бы начаться с яркого политического спектакля - ведь перед каникулами коммунисты объявили, что при поддержке 10 справороссов собрали больше 100 подписей (хотя хватило бы и 90) для того, чтобы поставить на голосование палаты вопрос о недоверии правительству. Непосредственным поводом, последней, казалось, каплей стала скандальная история с поспешным (меньше чем за неделю!) принятием сразу в двух чтениях голосами «ЕР», ЛДПР и большинства «СР» на чьей-то коленке написанного и внесенного от имени правительства законопроекта о реформе Российской Академии наук.

Но капля на землю не упала: устраивать публичную порку Дмитрию Медведеву в разгар дачно-пляжного полумертвого политического сезона КПРФ не захотела, отложив всё на «после выборов 8 сентября». А в мотивировочном предложении из 10 пунктов, где обосновывалась необходимость отставки кабинета министров, «деградация научной сферы» шла лишь под номером 8.

Выборы вот-вот пройдут. Но «недоверие», похоже, откладывается на неопределенный срок. «Решение о вынесении вопроса на голосование в Госдуме может быть принято президиумом партии и фракции в любой момент, в зависимости от развития ситуации. Мы не хотим, чтобы это было выстрелом вхолостую. Опросы, проведенные нами летом, показывают, что люди требуют более решительных действий, но для таких шагов, как выражение недоверия правительству, должен быть достойный казус белли»,- сказал «МК» член президиума ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов.

Латинским выражением «казус белли» в дипломатической практике называют событие или факт, послужившие формальным поводом или предлогом для объявления войны.

Что могло бы быть таким «казусом»? Худой бюджет на 2014 год с урезанными социальными расходами? «Почему бы и нет,- говорят коммунисты, - все зависит от развития ситуации, нужно сочетание разных факторов»...

Одна реформа РАН на«казус», похоже, больше не тянет.

«Ученые, ученые, мозги разгоряченные»

Надежды власти на то, что за лето эти тихие лабораторно-библиотечные мыши, успокоятся, не оправдались. Вот лишь несколько сообщений последних дней.

29 августа прошла организованная РАН конференция под названием «Настоящее и будущее науки в России», где 2 тысячи человек несколько часов бичевали реформу. «В каком-то смысле Ливанов (Дмитрий, министр образования и науки - «МК») нас всех сплотил»,- сказал Владимир Фортов. И еще он сказал, что встречался с Владимиром Путиным и с «активом «Единой России», и теперь академиков «явно лучше слышат, чем было раньше». 3 сентября в Новосибирске на акцию Сибирского отделения РАН пришло около 2 тысяч. 4 сентября на улицу вышли ученые Дальневосточного отделения РАН. На 9 сентября намечено внеочередное общее собрание РАН с одним единственным вопросом в повестке дня: что делать с этой напастью?...

А 4 сентября Владимир Путин на заседании Совета по правам человека неожиданно сообщил, что встречался с главой РАН Владимиром Фортовым и согласился со всеми предложениями ученых, «кроме одного» - предложения продолжать называть «президентами», а не «вице-президентами» глав Российской Академии медицинских наук и Академии сельхознаук: они должны быть слиты с РАН. Глава государства не уточнил, с какими именно предложениями академиков он согласен, сохранив интригу, но вообще-то они хотели, чтобы из проекта убрали все намеки на ликвидацию РАН, чтобы региональные отделения РАН остались юридическими лицами, и НИИ РАН остались в ее подчинении, а не перешли бы под начало чиновников из некоего пока не существующего агентства.

Это - концептуальные вопросы. Если речь идет о них, то никакого третьего, окончательного чтения в сентябре не будет, а ставший наглядным примером законодательного самодурства проект придется возвращать во второе чтение и серьезно переписывать.

Опять царь у нас хороший - услышал, внял, а вот бояре (министры и депутаты) у него плохие да неразумные?

Кстати, 28 августа замглавы Минобразования и науки была назначена член-корр РАМН, единоросс Людмила Огородова, замглавы думского Комитета по науке и наукоемким технологиям. В начале июля она (искренне или повинуясь партийной дисциплине - кто знает!) выступала в поддержку правительственного законопроекта, а теперь будет курировать реформу РАН.

Между тем в программе работы на осень стоит еще один проект закона, касающийся науки - «О Российском научном фонде»: он был внесен от имени президента в самый разгар битвы за РАН. Из пояснительной записки можно понять лишь то, что создается новый некоммерческий, с большими льготами в смысле контроля фонд, через который будут распределяться на конкурсной основе гранты на поддержку прорывных проектов и самых лучших и перспективных ученых. Что будет с ныне действующими государственными грантодателями вроде Фонда фундаментальных исследований (РФФИ)? Про их ликвидацию ничего не говорится, зато говорится, что они не в состоянии оперативно решать вопросы выделения средств, потому что связаны законом о госзакупках...

Ученые в думских коридорах теперь прописались надолго.

Скоро к ним присоединятся судьи.

Пока суд да дело...

Сначала говорили о том, что Верховный суд и Высший арбитражный суд должны просто переехать в Петербург, куда несколько лет назад уже переехал суд Конституционный. Прошлой осенью президент Путин предложил главам ВС и ВАС начать дискуссию по этому вопросу и «подумать», но всё было, похоже, им уже решено. Переезд, говорили, займет 2-2,5 года и потребует около 50 млрд. рублей (для высших судов предполагалось построить новое здание в центре Петербурга).

А в июне 2013 года президент Путин объявил не просто о переезде - об объединении ВС и ВАС. Зачем? Аргумент он, в сущности, привел один: это позволит унифицировать судебную практику. Нужны поправки в Конституцию, признал президент, и призвал «подготовить этот вопрос к рассмотрению на осеннюю сессию». «Законопроект будет внесен в парламент в ближайшее время», - пообещал он, но активная работа над текстом в Кремле идет до сих пор.

В июле по решению спикера Госдумы при Комитете по конституционному законодательству создали рабочую группу по объединению судов (сам спикер ее и возглавил). Cейчас обсуждается вопрос о том, чтобы после поступления документов из Кремля утвердить состав группы решением палаты, и включить в нее, кроме депутатов, представителей администрации президента и высших судов, еще и членов Совета по правам человека при президенте, который тоже выразил желание участвовать в работе.

Переписывать точно придется 4 статьи Конституции (102, 126, 127, 128): в них Верховный суд назван «высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции», Высший арбитражный суд - «высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами...», и говорится, что судьи КС, ВС, ВАС назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ, а порядок образования и полномочия КС, ВС и ВАС устанавливается федеральными конституционными законами.

А ещё надо править большое количество (десятки) действующих законов, в том числе и конституционные. «Правка не может носить механический и технический характер»,- признают в Госдуме: по ходу дела надо решить много сущностных и важных деталей. Ключевой вопрос «зачем?» похоже, уже не обсуждается.

Глава ВС Вячеслав Лебедев прошлой осенью вспоминал: «Этот разговор начался лет 6 назад, но тогда посчитали, сколько будет стоить переезд, какие средства на это необходимы. Тогда таких средств у государства не было. Сейчас говорят, что нашли». Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в интервью газете «Ведомости» сказала, что в условиях сокращения доходов бюджета придется сокращать расходы по многим статьям (в частности, на здравоохранение), чтобы покрыть расходы на «новые обязательства», в частности, подготовку к чемпионату мира по футболу и переезд судов. Насколько дороже и труднее будет добраться до высшей судебной инстанции в Петербурге жителям подавляющего большинства российских регионов - никто не считал.

Проценты кислого лимона

В самом конце сентября правительство должно внести в Госдуму проект бюджета на 2014 и 2015-2016 годы. Заседание кабинета министров его ещё не утвердило, президент окончательную отмашку не дал, но понятно, что голосовать за него депутатам будет очень непросто - сокращение расходов неминуемо. Но кроме бюджета, есть ещё одна болезненная проблема, о которой на Охотном ряду говорят, морщась и кривясь, как от кислого лимона.

Налог на недвижимость.

Еще в 2004 году Госдума приняла в первом чтении законопроект о его введении - он входил в пакет предложений по стимулированию жилищного строительства в РФ. Предполагалось, что новый единый налог заменит налоги на имущество и на землю, и право вводить его получат муниципалитеты. Ставки - от 0,1% до 1% от кадастровой стоимости объекта. Реформа планировалась поэтапной - по мере готовности муниципалитетов, и достичь этой готовности по всей стране надеялись к 2007 году...

Законопроект этот до сих пор лежит в Госдуме: президент Путин второго срока на откровенно непопулярную меру (платить гражданам пришлось бы гораздо больше) не решился. Да и с кадастровой оценкой объектов дело затянулось.

Премьер-министр Путин в 2011 году сказал, что налог вводить все-таки придется - иного способа наполнить местные бюджеты придумать так и не удалось, но... опять не решился, потому что хотел снова стать президентом.

В 2013 года Минфин в Основных направлениях налоговой политики (они одобрены правительством) введение налога прописал. На слушаниях в Госдуме весной глава ведомства Антон Силуанов выразил надежду, что соответствующий закон будет принят в этом году, а с 2014 года налог введут в ряде регионов в виде эксперимента. Депутаты из всех фракций, включая «ЕР», выступили резко против. Они утверждали, что налог на недвижимость введен быть не может - ещё и потому, что Росреестр передал в налоговые органы данные лишь по 40% объектов, а их около 130 млн. И в данных этих полно ошибок...

Но 9 августа Минфин все-таки внес в правительство свой вариант закона о налоге на недвижимость. В нем предлагается дать регионам право самим определять ставки: для жилых зданий и помещений - не больше 0,1%, для нежилых - не больше 0,5% от кадастровой стоимости. Объекты стоимостью больше 300 млн. рублей велено облагать по повышенной ставке - до 1%. С земель под жилищное строительство, дачи и сельхозугодья возьмут 0,3% кадастровой стоимости, с земли под другие цели - 1,5%. Всем собственникам жилья обещается вычет в 20 кв.м.

Чиновники Минфина заявляли, что «Госдума рассмотрит законопроект осенью». Но до сих пор его не рассмотрело даже правительство, а лишь после этого предложения финансового ведомства могут попасть в парламент.

В парламенте же очень не хотят, чтобы ещё и ЭТО сейчас свалилось на их головы. Особенно нервничает «Единая Россия» - ей ведь за ЭТО придется и голосовать.

В этих трех историях любой без труда разглядит все характерные черты современного российского законотворчества. Черты не очень приглядные. О самостоятельности парламента и весомости его слова при принятии основных решений говорить пока, увы, не приходится. Но что есть - то есть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру