Во-первых, между ней и Минфином долгая и временами горячая аппаратная вражда и конкуренция за контроль над бюджетными потоками может смениться мирным соглашением, смысл которого – совместная защита бюджета от роста госрасходов, единый фронт против лоббистов из правительства и госкорпораций с госкомпаниями.
Во-вторых, госпрограмма госпрограмме – рознь. Живой пример: сейчас Минфин лихорадочно ищет пропавший из бюджета триллион рублей. Его увел не преступный олигарх, а экономический спад. Темп роста экономики снижается, вслед за этим сокращаются и госдоходы. Прошли те времена, когда налоговики гордо докладывали о росте сборов, в 3-4 раза превосходившем темпы роста экономики. Нынешнее состояние роста ВВП, которое можно описать формулой «околоноля», привело к тому, что налоговые сборы сокращаются. В скобках замечу, что отчасти потому, что в свое время рост фискального нажима на слабеющую экономику подавил потенциал роста. Но никакого формализованного секвестра расходов не происходит. Минфин готов экономить на крохах – на автомобильном парке госструктур Северного Кавказа, обсуждается закрытие программы материнского капитала, но о сокращении военных расходов Минфин не заикается. Хотя, казалось бы, на фоне «дела Сердюкова» эту тему можно и нужно обсуждать. Но нет, нельзя. Хотя сам Антон Силуанов уже в ранге министра финансов при обсуждении «Стратегии 2020» публично ставил вопрос о таком сокращении.
Как, спрашивается, оценить экономическую эффективность долгосрочной программы роста военных расходов? А так, что они должны быть!
Другими словами, новая функция Счетной палаты ее еще больше политизирует. Она, собственно, достаточно политизирована и сейчас. Сергей Степашин немало сделал для того, чтобы из органа парламентского контроля Счетная палата превратилась в орган, подотчетный президенту. Но его меняют.
С одной стороны, свои два срока во главе палаты Степашин отбыл. С другой – Татьяна Голикова, как, вероятно, сочли в Кремле, лучше обеспечит выполнение новых задач Счетной палаты. Она едва ли не лучше всех знает бюджетный процесс, причем изнутри. В роли министра здравоохранения и социального развития Голикова лавров не снискала, но никто никогда не подвергал сомнению ее квалификацию как финансиста, ее она с блеском проявляла в Минфине в ранге первого замминистра. Что же касается лояльности, то соответствующие тесты она, наверняка, прошла...
МЕЖДУ ТЕМ
Информация о том, что Владимир Путин направил в Госдуму представление о назначении Татьяны Голиковой на место Сергей Степашина, просочилась в СМИ через руководителя аппарата Счетной палаты Сергея Шахрая. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков эти сведения не подтвердил — не поступало представление и в Госдуму. Впрочем, похоже, информация все же имеет под собой основания: Шахрай позже признался «Интерфаксу», что обнародовал «рабочую» информацию досрочно. В смысле, поспешил. «Очевидно, я не имел права ее озвучивать», - сокрушается чиновник.