По мнению прохоровцев, виноваты все, кроме них самих. Идти в мэры Москвы Прохоров передумал из-за того, что не успевал перевести в Россию свои зарубежные активы. Но потом постоянно заявлял, что это власть испугалась и не допустила его.
Кандидата в губернаторы Владимирской области Александра Филиппова не зарегистрировали из-за того, что 11 подписей муниципальных депутатов из 142 сданных им в областной избирком признали недействительными (разрешено 5% брака). Прохоров в ответ грозно заявил: «Хочу предупредить: дальнейшее применение муниципального фильтра с целью устранения политических конкурентов партии власти может обернуться против самой этой партии. Идея фильтра будет окончательно дискредитирована, а выборы с его использованием будут рассматриваться обществом как нелегитимные. В Москве с подобным уже столкнулись: сделав все, чтобы не допустить меня до выборов, московская власть создала опасный прецедент предстоящего непризнания обществом их результатов».
Все это, конечно, так. Избиркомы сотрудничают с губернаторами от партии власти и ищут поводы, чтобы снимать с дистанции неудобных конкурентов. Ну так, значит, нужно работать повнимательнее и не давать такого повода. Вот в случае с Филипповым — все 11 подписей забраковали из-за технических ошибок. Одну — потому что перепутали дату рождения имярека, остальные — потому что они уже были сданы за других кандидатов. При этом подписями более 400 муниципальных депутатов вообще никто не воспользовался.
Невнимательность не позволила преодолеть муниципальный фильтр и Алексею Кошелеву — кандидату от «Гражданской платформы» в Забайкальском крае. Среди подписей депутатов оказалось несколько автографов людей, которые депутатами не являются. Нужно было всего лишь проверить качество подписей самим, прежде чем нести их акулам из избиркома.
Загадочная история произошла в Ярославле, где список «Гражданской платформы» не зарегистрировали из-за того, что партия не успела открыть избирательный счет. Дотянули до последнего, а потом финансовый уполномоченный партии Наталья Семенова... исчезла. Прохоровцы сначала утверждали, что ее похитили. Потом сообщили, что Семенову вызывали в УВД и запугивали. В избиркоме считают, что она сама «кинула» партию и улетела за границу на отдых.
Слушайте, ну пора уже прохоровцам привыкать к тому, что политическая борьба — самый жесткий и грязный из видов борьбы. Это вам не футбол, хотя даже во время футбольного матча за 90 минут правила нарушаются раз по 40. И никто по этому поводу не стенает. А в политике тем более: нарушали, нарушают и будут нарушать. И к этому нужно быть готовыми. Значит, нужно не брать на ключевые должности в партии людей, которых можно запугать или перекупить. А чтобы не похищали — их нужно охранять. Что уж проще?
Сейчас прохоровцы пытаются оспорить решение ярославского избиркома в суде. Но, боюсь, поздновато. Хотя теоретически до старта кампании остается еще несколько дней.
Неприятности и у кандидата в мэры Ройзмана в Екатеринбурге. И опять очень похоже, что их организовал свой же предвыборный штаб, на этот раз в стиле театра абсурда. Руководитель штаба Аксана Панова заявила, что из реставрационной мастерской полиция изъяла несколько икон, принадлежащих Евгению Вадимовичу, и против него возбуждено уголовное дело. В ответ свердловское ГУ МВД сообщило, что из государственной мастерской действительно изъято несколько икон, которые находились там нелегально. Но о том, что эти иконы принадлежат Ройзману, полиции до сих пор не было известно.
В окружении Прохорова считают, что приказ «мочить» «Гражданскую платформу» и ее кандидатов дан из Кремля. А вот у гендиректора Центра политической конъюнктуры Игоря Бунина другая информация. Во-первых, в Кремле к Прохорову относятся вполне нормально, а во-вторых, федеральный центр на этот раз решил вообще не вмешиваться в региональные кампании. Губернаторам дана полная свобода, ну а они ей, естественно, пользуются, стремясь оставить в гонке только удобных конкурентов.
«Гражданскую платформу» уже воспринимают как неудобного конкурента. Ее в регионах стали побаиваться. И это шаг вперед, даже несмотря на то, что избирательная кампания провалена. Осталось только Прохорову сотоварищи начать учиться на своих ошибках — выражаясь боксерской терминологией, не раскрываться. Не давать более опытным политическим бойцам повода отправить себя в нокаут.