Медведев сразу предупредил, что «цифры» роста ВВП и прочих показателей его «не радуют»: «Мы прекрасно понимаем, что такие темпы развития недостаточны». Премьер, как известно, давно поставил цель выйти на 5-процентный рост ВВП, но пока эти планы терпят крах. Более подробно масштаб бедствия обозначил Алексей Улюкаев. По его словам, в первом полугодии ВВП страны вырос всего на 1,7%, а рост промпроизводства был нулевым. «Инвестиционная активность — отрицательная, - «добивал» министр. - Идет спад чистого экспорта. Единственный показатель, который худо-бедно выполняет стимулирующую роль - рост доходов населения. Но во многом за счет бюджетников».
Даже гордость нынешнего правительства — снижение безработицы — и та подводит. Этот показатель уже три месяца как растет. Ударом по казне стала и «катастрофически падающая» прибыль компаний. Снижение в этом году — более чем на четверть, сообщил министр.
Надеяться на то, что время лечит, и проблема рассосется сама—не стоит. «Речь о долговременной стагнации, а не о сезонных явлениях», - считает Алексей Улюкаев. Торговые и валютные войны надолго стали характеристикой глобального рынка.
Дополнительным промахом стало ухудшение уровня конкуренции. По словам Дмитрия Медведева, дело в «завышенных ценах и слабом технологическом развитии». «Слабенькая» конкуренция ударяет и по населению — в таких «народных» секторах как ЖКХ, общественный транспорт, связь, медицинские услуги.
В то время как власти заявляют об уходе государства из экономики, административный ресурс все сильнее давит на бизнес, поддержал глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. «Вечной проблемой» остаются монополии, которые находятся в привилегированном положении.
В частности, Артемьев не понимает, зачем устроена монополия на железных дорогах. «Почему наши частные компании не могут получить локомотивы и устроить конкуренцию на маршрутах? - недоумевает чиновник. - Ведь летают же частные самолеты, ходят частные пароходы?»
Впрочем, ФАС видит и некоторые улучшения: например, закончились неистовые скачки цен на нефтепродукты, врачи потихоньку перестают навязывать пациентам конкретные лекарства и т. п. Наибольшие подвижки наблюдаются на рынке авиауслуг: например, в Европу теперь можно слетать всего за 50 евро. Правда, компаний-лоукостеров пока мало.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов, который курирует в правительстве тему конкуренции, остановил оптимистический порыв главы ФАС. Лично он улучшений не видит. А его коллега Аркадий Дворкович отправил «шпильку» в адрес самого Артемьева: «Нам нужны две ФАС, чтобы они конкурировали между собой!»
Дмитрий Медведев пошел дальше и обвинил в торможении конкуренции всех глав министерств и ведомств сообща: чиновникам она не выгодна, приговорил он. А без реальной конкуренции, как известно, об ускорении экономического роста останется только мечтать.
Как исправлять ситуацию, рассказал Алексей Улюкаев — впрочем, сам дал понять, что от его мер революции в экономике так сразу не произойдет. Главная из них - создать федеральный фонд, чтобы государство могло поручаться за малый и средний бизнес перед банкирами-кредиторами. Министр также предложил использовать для поддержки малого и среднего бизнеса части средств Фонда национального благосостояния. Полезным будет и расширить доступ «небольшого» бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий. Правительство эти меры одобрило.