Очередные и самые масштабные учения — на этот раз в Восточном военном округе — начались, как и прочие военные маневры в этом году, внезапно. И если прошлые учения в районе Черного моря прошли, по характеристике министра обороны Сергея Шойгу, «более-менее без огрехов», то сейчас огрехи были. На совещании в Минобороны в субботу выяснилось, что аэродром Южно-Сахалинска, «Хомутово», десять часов не пускал военные самолеты, требуя оплатить свои услуги.
«Гражданские аэропорты получили гарантийные письма о том, что Минобороны восполнит понесенные ими расходы», — подчеркнул замминистра, генерал армии Дмитрий Булгаков. «Дмитрий Витальевич, деньгами технику не заправить, поэтому я прошу контролировать данный вопрос», — возразил тогда Шойгу.
Для контроля за подготовкой к учениям, на которые должен был приехать Путин, Шойгу отправил в Восточный военный округ начальника Генштаба Валерия Герасимова. С требованием ежедневно докладывать о ходе подготовки в том числе в Администрацию Президента.
Впрочем, таких проблем, как с авиацией, с переброской личного состава на остров Сахалин не было. Их передислоцировали из Хабаровска до Ванина шестью дорожными эшелонами, а потом переправили четырьмя морскими паромами в сахалинский порт Холмск. Так что к приезду президента они успели добраться до полигона «Успеновский» и привести военную технику в готовность к учебным стрельбам. Во время маневров на полигоне, правда, Путин мог наблюдать не только за работой ракетного комплекса «Град» и ЗРК «Оса», но и за стрельбой с боевых вертолетов — не исключено, что тех самых, которые сахалинский аэропорт не хотел пускать из-за денег. С боевой задачей, судя по разнесенным в клочки мишеням, и те и другие справились вполне успешно.
Ранее, подводя итоги учений на Черном море, Владимир Путин заметил, что подобные проверки боеготовности — «не парад», где можно «блистать красками». Учения на полигоне «Успеновский», очевидно, не были исключением из правил — после маневров Путин отправился на совещание в Южно-Сахалинске, где не было сказано об учениях ни слова. Зато президент на нем отметил инфраструктурные проблемы области: «Сильно изношен флот. Регулярное сообщение внутри региона и с «большой землей» затруднено». При этом он отдельно подчеркнул «принципиальное значение» надежного транспортного сообщения для Курильских островов. Заверяя Путина, что все будет — и дополнительные гражданские вертолеты, и суда, и аэропорты, — участники совещания почти не пытались переложить ответственность за проблемы с транспортом друг на друга…
Путин, явно уставший и после погружения на глубоководном аппарате, и после долгого перелета, казалось, мелких шпилек чиновников в адрес друг друга не замечал — им пришлось заверять президента в том, что транспортное сообщение региона с «большой землей» будет налажено.
Зато, завершая совещание, президент обрушился на его участников с критикой — и не только за аэропорты и старые корабли.
Он обратил внимание на то, что его поручения по развитию Дальнего Востока, на которые в ходе совещания ссылался первый вице-премьер Игорь Шувалов, были сформулированы еще в декабре прошлого года и 80 процентов из них не выполнено.
«Дорогие друзья мои, вы работать будете или нет? — возмутился Путин. — Это что такое?!» Он отметил, что все поручения были заранее согласованы со всеми сторонами, тем не менее большую их часть пришлось перенести на осень. «Не так уж эффективно все работает», — оценил он совершенствование системы управления, о котором, по его словам, говорил перед совещанием с Шуваловым.
«Нужно мобилизовать свои усилия, — пытался президент взбодрить чиновников, которые явно с трудом переживали семичасовую разницу во времени с Москвой. — Я понимаю, что трудно, что начинается сезон отпусков. Но если мы хотим исполнить эти поручения к октябрю, работать нужно уже сейчас».
Сахалин.