Когда в апреле проекты «Морская слава России» и экспедиция на остров Гогланд выиграли гранты Русского географического общества, попечительский совет которого возглавляет Путин, президент намекнул на «тренировки с аквалангом». Поучаствовать в экспедиции по изучению затонувших кораблей Путин зазывал спонсоров РГО — Алишера Усманова и Михаила Прохорова. Правда, он считал, что последнему акваланг не понадобится: «Прохорову плавать не надо, он просто нагнется, чтоб до дна рукой достать».
Правда, на то, чтобы добраться до парусно-винтового фрегата Балтийского флота «Олег» без спецприспособлений, не хватило бы даже роста Прохорова. Случайно столкнувшийся в 1869 году при перестроении эскадры с броненосной батареей «Кремль», парусник затонул на глубине 56 метров. На такой глубине любителям с аквалангом даже с президентской подготовкой, по мнению специалистов, делать нечего. Так что путешествие в историю Путин совершил на батискафе «Си эксплорер 5».
На глубоководном аппарате Путину погружаться не впервой. В 2009 году для того, чтобы побывать на дне Байкала, он забрался в аппарат «Мир-1». В трехместном аппарате ему компанию составили зав. лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН Анатолий Сагалевич и пилот Виктор Нищета. При погружении температура воздуха в батискафе составляет +16–18 градусов, так что Путин переоделся в специальный теплый костюм, на котором было вышито его имя, а на самом «Мире» разулся — там принято ходить в носках.
«Си эксплорер 5», на котором Путин погрузился на полчаса к «Олегу», — четырехместный. Здесь теплее, чем на Байкале, — температура на дне +3 градуса, но вода мутная, так что для президентского погружения у корабля специально установили освещение. Кстати, специально переодеваться для погружения президент не стал.
Корабль, как отмечают специалисты, находится в прекрасном состоянии, но поднимать его опасаются — без консервации на воздухе он рассыплется за три часа. Так что из находок на поверхность с фрегата можно поднимать только фарфоровую посуду «Братья Корниловы», которую делали специально для ВМФ.
Корабль затонул рядом с островом Гогланд, проект по изучению которого также выиграл грант РГО. В апреле, представляя проект, его руководитель Григорий Двас утверждал, что это тот самый остров Буян из «Сказки о царе Салтане», хотя на звание легендарной земли претендуют и другие острова. На момент подписания этого номера «МК» предполагалось, что после погружения к «Олегу» Путин пообщается с участниками экспедиции, изучающими остров.