На прошлом заседании судья Блинов отказал защите в проведении повторных экспертиз по делу, на которые подсудимые возлагали большие надежды. Отказ стал переломной точкой процесса: Навальный поздравил Блинова с днем рождения Кафки и заявил: приговор уже готов...
В пятницу прокурор Сергей Богданов сказал, что общественное мнение, сложившееся вокруг процесса по «Кировлесу», — это плохо для правосудия, а по сути экономические тяжбы обычно «банальны и скучны». Богданов предложил «выйти из мира фантазий и сказок» и стал оперировать показаниями свидетелей и документами, на которых основана позиция обвинения.
Напомним, по версии следствия, Навальный умышленно организовал преступную группу из гендиректора «Кировлеса» Опалева и главы ВЛК Офицерова с целью хищения леса: ВЛК вынуждало «Кировлес» сбывать продукцию по заниженной цене. Ранее Опалев дал признательные показания о том, что в результате сделок у «Кировлеса» была похищена лесопродукция на 16 миллионов рублей.
О свидетелях защиты прокурор по большей части не упоминал. Впрочем, сослался на показания г-на Щерчкова, зампреда правительства области, который, по словам обвинителя, подтвердил факт нанесения ущерба «Кировлесу». Это вызвало возмущение Навального, написавшего в Твиттере: «Показания Щерчкова ровно обратные... Прекрасно, прокурор просто придумывает показания свидетелей». Это же отметила позже и адвокат Навального Михайлова.
Когда г-н Богданов озвучил «желаемые» сроки заключения (Навального и Офицерова он предложил арестовать прямо в зале суда), оппозиционер отреагировал фразой: «Все будет хорошо!»
Адвокат Ольга Михайлова выступила второй. По ее мнению, «суд руководствуется политическими мотивами», сделки по «Кировлесу» не противоречат законам. Определить, соответствовала ли цена леса рыночной, могли бы дополнительные экспертизы — но в них отказано. А проверка аудиторов, находящаяся в материалах дела, «вызывает сомнения»: она заняла всего 32 часа, тогда как в «Кировлесе» целых 4 тысячи сотрудников. К тому же эти материалы даже не исследовали в суде...
Второй защитник оппозиционера, Вадим Кобзев, привел пример, иллюстрирующий схему обвинения: Навальный остановился в кировской гостинице, которая, как и «Кировлес», является госпредприятием. Там продается минералка по 50 рублей, а в палатке такая же стоит 100. Получается, продавая каждую бутылку, руководство гостиницы наносит государству ущерб?
Наконец слово предоставили Навальному. «Даже масштаб абсурда должен иметь пределы», — сказал он, обращаясь к судье. «Мы все в детстве хотели покататься на машине времени. Сегодня как будто не было двадцати дней процесса, я снова оказался в апреле, когда прокуратура зачитывала текст обвинения... Нельзя совершить преступление в сфере экономики и ничего не похитить». По мнению Навального, нет никаких доказательств того, что он получил какие-либо деньги от ВЛК. Офицеров же «получил убыток от этого взаимодействия».
Опалев, заявил Навальный, «дал ложные показания, чтобы выгородить себя». Куски телефонной прослушки, фигурирующие в деле, — «какая-то нарезанная солянка, где нет ни слова, подтверждающего вину». А электронная переписка из взломанной почты Навального вообще четыре года лежала в открытом доступе в Интернете...
Защитница Петра Офицерова Светлана Давыдова сообщила: у них нет иллюзий по поводу того, «какой будет последняя точка в этом деле». Давыдова напомнила об очень плохих отношениях Навального с Опалевым. Кстати, одна из свидетельниц обвинения, коммерческий директор «Кировлеса» Марина Бура, — приемная дочь Опалева и, как считает адвокат, дала показания «из чувства благодарности к приемному отцу»...
Далее подсудимым предоставили «последнее слово». Алексей Навальный выступил крайне резко. Он припомнил слова прокурора о «выходе из мира фантазий и сказок»: «Заседание похоже на телесериал. Одна из главных задач процесса — сделать так, чтобы в новостях могли рассказывать, что я похитил лес. Как будто это меняет отношение к тому, что я рассказываю про настоящих жуликов.
…В Кирове очень легко выйти из мира сказок. Что мы получили с нефтяной ренты? Единственный продукт, который стал доступнее для населения, — водка. Нас грабят. Заставляют деградировать... Если кто-то считает, что, услышав «шесть лет», я куда-то убегу, он ошибается... Никто из нас не имеет права на нейтралитет».
Петр Офицеров был краток: «Я не прошу снисхождения. Я невиновен. И на этой радостной ноте — спасибо».
Сдать подписи муниципальных депутатов для участия в выборах мэра Москвы Навальный должен до 10 июля. И если приговор, оглашение которого назначено на 18 июля, будет обвинительным, оппозиционер все равно будет иметь это право, ведь чтобы приговор вступил в силу, нужно дождаться решения следующей судебной инстанции, куда уйдут апелляции.
МЕЖДУ ТЕМ
Минюст окончательно отказал в регистрации партии сторонников Навального «Народный альянс». Ранее, в мае, регистрация была приостановлена на основании претензии главы «Альянса Зеленых — Народной партии» Олега Митволя, который усмотрел совпадения в названиях. Нынешний мотив Минюста: «не все учредители партии участвовали в съезде. Часть из них опровергла факт присутствия».
Ирина Ринаева
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Николай ЛЯСКИН, организатор штаба сторонников Навального: «Есть одна надежда. У судьи может проснуться совесть — и тогда он будет руководствоваться законом... Предположим, Навальный сядет. Отсюда два варианта: либо общественность возмутится, поймет — хватит терпеть и ждать. Либо проглотит. Относительно срока... Прокурор хочет шесть лет. Скорее всего, дадут 5. Смотрите, какой прекрасный судья — дал мягкое наказание».
Сергей МАРКОВ, политолог: «Дело закончится осуждением Навального. Был «Кировлес» — а потом развалился. При этом прослушка показала: Алексей и Петр Офицеров договаривались, как покупать лес дешевле рыночной цены. Очевидно злоупотребление административным ресурсом.
Реальный срок спрогнозировать не могу. То, что Навальный будет осужден где-то примерно лет на пять, — это да. Но это же чисто «беловоротничковое» преступление — условного срока будет достаточно. Впрочем, десятки тысяч людей сидят именно за такие дела».
Борис НЕМЦОВ, сопредседатель партии РПР-ПАРНАС: «Речь идет об обыденной предпринимательской деятельности, в которой Навальный даже не участвовал. Лес купили за 14 миллионов, а продали за 16. Если так рассуждать, то можно посадить всех: от совета директоров «Газпрома» и до продавца в ларьке...
Приговор не будет условным. Навальный сядет. Это отработанная схема — если прокурор просит 6 лет, будет посадка. Более того — на Алексее помимо «Кировлеса» много иных дел — тот же «Ив Роше». Сначала посадят по одному делу, потом добавят по остальным».