В «Ново-Огарево» к Путину прибыли представители Мексики, Австралии и Турции — первая из этих стран председательствовала на саммите в прошлом году, а последним двум это только предстоит. Так что именно экспертам из этих стран — наравне с российскими коллегами — выпала честь представить Путину советы «Большой двадцатке» от гражданского общества.
Рекомендации собирали со всего мира через Интернет, причем свою лепту мог внести любой житель стран «двадцатки». Интересно, что «именно Россия стала первой страной, которая пустила гражданское общество в консультационный процесс Группы двадцати», — гордится Владимир Путин.
Некоторые инициативы экспертов отличались оригинальностью. Например, было предложено ввести налог на финансовые транзакции. Также советчики предрекли безработицу среди водителей, «так как вскоре на рынке появятся автомобили, где не нужны будут шоферы». Не могла не запомниться также инициатива отменить поддержку добычи ископаемого топлива и АЭС.
Эмоциональнее всех выступила Николь Кардинал из фонда «Спасите детей»: «5 млн людей не доживут до 2015 года, если мы что-то не сделаем прямо сейчас. 870 млн людей ложатся в постель голодными из-за высоких цен на еду». В связи с этим она призвала руководство «Большой двадцатки» в лице Путина победить нищету и ограничить аппетиты спекулянтов.
Ее поддержала Марина Ларионова из «Высшей школы экономики»: «Двадцатка пока не очень хорошо справляется с решением социальных задач. Неравенство растет, особенно после кризиса. Это должно стать приоритетом российского председательства».
«Возьму на себя смелость в сентябре этого года довести ваше мнение до моих коллег», — обещал Путин. Впрочем, заранее предупредил экспертов, чтобы не расстраивались, если некоторые из своих идей в итоговых документах саммита не увидят. В числе прочего он заверил, что занятость будет в центре внимания саммита в Санкт-Петербурге. «В России поставлена задача на первый взгляд абсолютно нереалистичная, создание 25 млн новых рабочих мест, — переключился он на внутренние задачи. — Но если будем действовать настойчиво, а не заниматься начетничеством и формализмом, то преуспеем в этом». Он также обещал подумать о введении элементов прогрессивной шкалы налогообложения. Впрочем, оговорился, что западные лидеры даже завидуют нашей плоской шкале.
И, наконец, он заявил, что практика применения закона об НКО и иностранных агентах должна быть проанализирована, и, возможно, «после этого можно подумать об усовершенствовании законодательства». «Чтобы ни у государства не возникало подозрений в отношении конкретных организаций, ни чтобы этим организациям не мешало», — объяснил он. Но не забыл напомнить, что некоммерческие организации, которые, получая деньги из-за рубежа, работают по тематике внутренней политики, должны зарегистрироваться.