ИЗ ДОСЬЕ "МК"
Общероссийский народный фронт — идея самого Путина, предложенная 6 мая 2011 года на межрегиональной конференции «Единой России» в Волгограде. Страна готовилась к выборам в Госдуму. ВВП — тогда еще премьер-министр и лидер «ЕР» — предложил включить в список кандидатов от партии также беспартийных сторонников и представителей разных общественных объединений. «Такая форма объединения усилий всех политических сил применяется в разных странах и разными политическими силами — и левыми, и правыми, и патриотическими, — это инструмент объединения близких по духу политических сил», — сказал тогда Путин. И сам предложил название — «Общероссийский народный фронт».
По итогам выборов 2011 года в Госдуму ОНФ получил 80 мандатов, тогда как всего «Единая Россия» выиграла 238 мест. Итого 30%! Казалось бы, есть чему порадоваться. Тем более что Владимир Путин ставил планку чуть пониже — просил отдать фронтовикам не менее 25% мест. Кстати, эта квота соблюдается и на региональных выборах: в октябре 2012 года 23% депутатов-единороссов в региональных заксобраниях и местных советах были избраны от фронта.
Но дело в том, что в 2011 году на праймериз ОНФ выходили многие видные единороссы, позиционировавшие себя как общественные деятели. В Думе они заседают по квоте ОНФ, но на самом деле являются плотью от плоти «ЕР». Например — глава ключевого комитета по законодательству и госстроительству Владимир Плигин баллотировался на праймериз как представитель Всероссийского совета местного самоуправления, а павший в октябре жертвой разоблачений блогеров депутат и бизнесмен Алексей Кнышов — как член Российского союза ветеранов Афганистана.
От ОНФ мандаты получили единороссы Екатерина Лахова, Андрей Исаев, сестра нынешнего министра обороны Лариса Шойгу, замсекретаря Генсовета «ЕР» Ольга Баталина, бывший зам Лужкова и член «ЕР» с 2010 года Владимир Ресин. Поэтому трудно сказать, сколько в «подфракции» фронта независимых от партии людей, способных составить ей альтернативу в случае, если Кремль решит вместо теряющей популярность «Единой России» сделать ставку на незапятнанный ОНФ.
А между тем есть все признаки того, что над возможностью такой рокировки в Кремле всерьез задумываются. После думских выборов-2011 фронт был временно демобилизован, но осенью вокруг него началось движение. Герой первой чеченской войны Андрей Бочаров в сентябре сдал мандат депутата Госдумы по собственному желанию и скоро возглавил оргкомитет по проведению учредительного съезда ОНФ. Фронтовики стали проявлять активность в информационном поле — проводить общественные слушания по разным общественно значимым вопросам. Темы выбираются нейтральные, так чтобы и элиты не поссорить, и народу нравилось, и никто из оппонентов не мог ничего возразить. В частности, фронт уже успел «поднять темы» о сокращении койкомест в больницах, о развитии музеев, об индивидуальных предпринимателях и о сохранении бесплатной рыбалки. Пока обошлось без громких аппаратных побед ОНФ. Допрос главы Росрыболовства Андрея Крайнего в самый разгар обсуждения платной рыбалки был, скорее всего, случайным совпадением. Чтобы самостоятельно «свалить» крупного чиновника, у фронтовиков пока не хватает аппаратного веса.
Точнее, у тех из них, кого можно считать «новыми лицами». Лахова, Плигин, Баталина — весомые фигуры в партийной и думской иерархии, но ОНФ явно намерен продвигать новые фигуры. Именно этим объясняется такое кадровое решение: 20 марта координатором по взаимодействию с доверенными лицами Владимира Путина назначена Ольга Савастьянова — председатель регионального отделения Союза женщин России в Республике Коми.
Прелесть ситуации в том, что в ОНФ уже есть федеральный руководитель этой организации — депутат Екатерина Лахова. Однако она даже не входит в оргкомитет майского съезда. Слишком уж примелькавшаяся фигура: за свою политическую карьеру побывала и в «Женщинах России», и в «Российских регионах», и в «Отечестве», и в «ЕР». Либералы не любят ее за активное продвижение запрета на усыновление российских сирот гражданами США, консервативные правые и православные — за программы «Планирование семьи» и «Половое воспитание школьников». То ли дело Савастьянова — ни в чем одиозном не замешана. Да еще и дважды избиралась в Коми депутатом заксобрания республики по одномандатному округу. Очень важный опыт, если ОНФ и «ЕР» планируют на будущих выборах в Думу поделить одномандатные округа.
Однако скамейка запасных не так уж широка. За последние 13 лет с «Единой Россией» посотрудничали практически все, кто был готов работать в провластных структурах. И сама Савастьянова в 2007 году избиралась в Коми хотя и как беспартийная, но была выдвинута «Единой Россией». А главный на сегодняшний день фронтовик Андрей Бочаров — вообще бывший секретарь Брянского регионального отделения «ЕР». И из партии он пока не выходил, хотя и приостановил свое членство.
«Реально ОНФ берет фигуры из единого резерва, но менее замыленные, — говорит «МК» замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — Важно, чтобы человек не ассоциировался с «Единой Россией». Активных людей найти несложно, если будет обещан такой приз, как место в Госдуме. Однако им нужны не просто активные, а проверенные, доказавшие лояльность власти». А лояльные давно уже обзавелись партбилетами. Придется выбирать: новые и популярные, но непредсказуемые или послушные, но уже «засвеченные» политики. Так что проблема кадров в ОНФ будет достаточно острой.
Какую схему с участием фронта собираются реализовать его создатели? Возможно, они и сами пока не решили этот вопрос. Будущий закон о выборах депутатов Госдумы восстанавливает институт одномандатников — это дает возможность реализации разных схем.
«Если блоки не разрешат и «Единая Россия» пойдет на выборы под своим брендом, то в регионах с плохим рейтингом партии можно будет выставить «фронтовиков» по одномандатным округам, — предполагает Алексей Макаркин. — Можно выдвигать для этого небюрократические фигуры, которые будут громить чиновников и даже аккуратно ругать «ЕР» — так, чтобы не сбить ей результат по спискам». Одномандатников от ОНФ можно даже регистрировать отдельно от единороссов — по подписным листам или как кандидатов от других партий. Благо их теперь много. «А если рейтинг партии совсем будет обваливаться, то власть может пойти на разрешение блоков, чтобы в рамках блока ОНФ вытянул «ЕР» до приемлемого уровня», — заключает Макаркин.
Есть и другое мнение. «Трудно представить, что «Единая Россия» и ОНФ параллельно досуществуют до выборов 2016 года, такое существование болезненно для обеих структур», — говорит «МК» президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Чем дольше такой симбиоз длится, тем выгоднее это «ЕР»: пока Путин явно не отдает предпочтение фронту, можно говорить о нем как о партийном лидере, хотя вообще-то у единороссов давно другой председатель — Дмитрий Медведев. «Единая Россия» как девушка: уже ясно, что Путин на ней не женится, но пока не ясно, бросит или нет, — шутит Виноградов. — Строго говоря, в усилении ОНФ не заинтересованы две стороны — Медведев и «ЕР». Но поскольку между ними нет «химии», то вряд ли они объединятся».
А ОНФ в этой ситуации ничем не рискует — он может ждать долго. До следующих выборов.
СПРАВКА "МК"
Народные фронты — верные спутники советского строя. Сам Путин мог почерпнуть идею из политической системы ГДР, которую он наблюдал во время работы в Германии. В Конституции ГДР было закреплено существование Национального фронта, объединявшего партии разного толка — от Социалистической и Христианско-демократической до Национально-демократической. А также общественные движения — профсоюзы, женские и молодежные организации. Отечественный фронт был создан во время войны в Болгарии — впоследствии он превратился фактически в правящую надпартийную коалицию.
Правда, в войну «фронты» создавались и во Франции, и в Испании, и в Чили. Но они объединяли не все партии, а левые и центристские для противостояния ультраправым — фашистам. Не стало фашистов — отпала необходимость во фронтах. А вот в Болгарии и ГДР они просуществовали, как и режим в целом, до 1990 года. В КНР до сих пор существует Патриотический единый фронт китайского народа. Первую скрипку в нем играет компартия, но туда входят и мелкие игроки — Демократическая лига, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая и т.д.