Машина времени существует. И существует она в зале, где заседает думская фракция партии «Справедливая Россия». Это тихий кабинет, обшитый деревянными панелями в стиле позднего сталинского ампира. Однако в среду вечером кинетическая энергия 15 членов Бюро президиума партии включила таинственный механизм — и все присутствующие переместились год эдак в 1958-й (это когда травили лауреата Нобелевской премии Пастернака). В эпоху, когда уже не расстреливали, но зато с удовольствием подвергали остракизму. Чтобы потом в кулуарах примирительно хлопнуть по плечу: «Старик, ну ты же понимаешь...»
Именно в такой атмосфере происходило исключение из «Справедливой России» двух ее членов — депутата Дмитрия Гудкова и его отца Геннадия Гудкова. Последнего единороссы осенью лишили депутатского мандата, но он оставался членом Бюро и, следовательно, одним из первых лиц «Справедливой России».
Спектакль в стиле позднего сталинского ампира был великолепно срежиссирован. Во-первых, его сделали открытым, хотя изначально заседать планировалось за закрытыми дверями. Во-вторых, членам Бюро не выдали заранее никакого проекта постановления. Реалити-шоу «Плюнь в Гудковых» разворачивалось прямо на наших глазах. И только обилие телекамер подсказывало, что исход этого перформанса предрешен заранее.
Напомню, что Гудковым «инкриминировали» участие в Координационном совете оппозиции и потребовали выбирать: партия или КС. Ранее этот выбор уже сделали эсеры Олег Шеин, покинувший КС, и Илья Пономарев, приостановивший участие в руководстве «Левым фронтом». Гудковы попросили разрешения оставаться и там и там.
— Это как в анекдоте про мартышку, которая разрывалась: к умным идти или к красивым, — пошутил сам про себя Гудков-старший.
А Гудков-младший напомнил, что «Справедливая Россия» шла на выборы под лозунгом «Россия без жуликов и воров!». Имя не прозвучало, но намек был очевиден: слоган «жулики и воры» — креатив блогера Алексея Навального, одного из ключевых деятелей КС. Кто знает, сколько протестных голосов дала эсерам непрямая цитата из Навального, начертанная на знаменах? Да, кстати, и стратегия «голосуй за любую партию, кроме «Единой России» — тоже идея Навального. И эту формулу лидер «СР» Сергей Миронов не раз повторял во время встреч с избирателями.
Бичевание Гудковых заняло два с половиной (!) часа. Никто не хотел внести предложение об исключении из партии, и эту неприятную обязанность пришлось взять на себя Миронову. А потом все члены Бюро по очереди брали слово и клеймили своих товарищей за «ущерб имиджу партии» и за «предательство Родины». Тон задал председатель партии Николай Левичев, поинтересовавшийся у Дмитрия Гудкова: кто писал ему речь для выступления в Сенате США на английском языке?
— Я сам писал, по дороге в самолете! — вскинулся молодой человек.
В ответ Левичев продемонстрировал камерам распечатку некоего «стилистического анализа» речи Гудкова. Оказываются, там употреблены очень редкие слова. Например, глагол «to donate». Ну явно — след Госдепа! И вообще, поездка в Штаты состоялась в рабочее время, а это нарушение Трудового кодекса...
Сначала эсеры стеснялись: Олег Нилов даже предложил тему поездки в США. Но потом раздухарились.
— Димка! Ну ты хоть понимаешь, что натворил там, в Сенате?! — взывала Елена Драпеко.
— Я в Геннадия Владимировича была влюблена и радовалась, когда Димочка пришел, а теперь чувствую: лукавят они! — драматическим голосом провозгласила Римма Маркова.
А Светлана Горячева припомнила, что Гудков-младший «летал в Астрахань с Ксюшей Собчак, кого-то там поддерживать». Для справки: «кто-то» — это Олег Шеин, а поддерживать его летала специально зафрахтованным бортом вся фракция «СР». И Миронов с Левичевым шли по улице в одной колонне с Навальным и Собчак. И с белыми ленточками в Думу эсеры ходили, и «итальянскую забастовку» устраивали. Но теперь эсеры предпочитают сделать вид, что им «не по пути с Болотной».
Только депутат Валерий Зубов посмел выступить в защиту Гудковых. «Мы обязаны работать вне партии, в Координационном совете и Левых фронтах! Не работать там — значит, терять электорат!» — заявил он. А его коллега Федот Тумусов в попытке погасить страсти хотел вынести коллегам «последнее китайское предупреждение» и отпустить с миром. Зря старался: в стилистике сталинского ампира телекамеры приезжают не для того, чтобы запечатлеть воссоединение «Справедливой России» с ее блудными сыновьями. Против исключения не проголосовал никто. (Зубов — не член Бюро.)
Вот так «Справедливая Россия» творчески адаптировала к «делу Гудковых» древний ритуал побивания камнями. И добавить к этому нечего. 1958 год к нам уже вернулся — кажется, следующей вернется 58-я статья.
В четверг Гудковы и Пономарев дали пресс-конференцию, где Геннадий Гудков объявил о намерении создать собственную партию, а Илья Пономарев заявил: он хочет создать межфракционную группу «несогласных депутатов» в Думе. Об этом читайте на сайте «МК».