Из-за сочинского разгрома, учиненного Путиным, первым из «Курортов Северного Кавказа» «полетел» Алексей Невский. 6 февраля он ушел «по состоянию здоровья» с поста генерального директора ОАО — его сменил выходец из Администрации Президента Алексей Садиков. Его же в последний момент вписали в список участников медведевского совещания, вычеркнув из него председателя совета директоров, которым пока еще является Билалов.
Госкомпанию «Курорты Северного Кавказа», впрочем, называют проектом не только Билалова, но и самого Медведева, который много рекламировал будущие горнолыжные курорты. На правительственную комиссию, которую вначале запланировали провести в Ессентуках, но перенесли в Черкесск, была вынесена программа развития Северо-Кавказского округа до 2025 года. От нее этот проект оттяпал немалый кусок финансового пирога. Не раскрутив как следует имеющиеся курорты, российские власти в 2010 году наметили огромные инвестиции на строительство новой «Мекки мирового класса» с неясными перспективами. Выяснилось, что кавказский горнолыжный кластер потребует колоссальных вложений — 451,4 млрд рублей. Как следует из отчета «Курортов», львиная доля этих денег (294,8 млрд рублей) пойдет на строительство курортной инфраструктуры. Для сравнения, общий бюджет «Роза Хутор» составил 69 млрд рублей.
Траты на кавказский «мировой класс» называют одной из причин отставки Алексея Кудрина, который не хотел закладывать в бюджет требуемую Билаловым сумму.
Руководство компании, впрочем, официально заверило, что не только окупит эти затраты, но и заработает для бюджетов всех уровней к 2020 году более 200 млрд рублей.
Однако эксперты в этом сомневаются. Одна из главных проблем — в дороговизне строительства: оборудование приходится использовать импортное, стройматериалы брать с монополизированного рынка. Да и «прочие издержки», которые время от времени всплывают, когда нужно бросить кого-то в топку борьбы с коррупцией, никто не отменял.
Встали перед «Меккой» и другие проблемы, например, кадровый голод: местные жители вряд ли пойдут работать в сферу обслуживания. Мало того, некоторые из них не хотят видеть на своей земле билаловский «мировой класс» — из-за протестов населения обострился земельный вопрос. Ну и, наконец, сложно решаемые даже денежными потоками проблемы с безопасностью. Один из будущих курортов в Кабардино-Балкарии за последние пару лет пережил взрыв канатной дороги, убийства туристов, обнаружение автомобиля с 70 кг взрывчатки и т.д.
Сейчас деньги на строительство курортов привлекаются со скрипом — при помощи господдержки и кредитов. Большинство из вложений не окупятся, как бы ни задрали стоимость услуг, предсказывают эксперты.
О готовности вложиться в туризм на Северном Кавказе, правда, объявили сразу несколько иностранных государств, но дальше деклараций о намерениях дело может не пойти до тех пор, пока крупномасштабными не станут вложения и со стороны российских предпринимателей. Пока же деньги готовы тратить в основном бизнесмены средней руки, предпочитающие вкладывать не столько в спортивную инфраструктуру, сколько в гостиницы и рестораны.
Эти и другие «плохие звоночки» уже сейчас дают понять, что «Курорты» постигнет примерно та же судьба, что и злосчастный трамплин и прочие объекты Олимпиады, — разбухание сметы.
***
В результате премьер нашел не оригинальный, хоть и вполне ожидаемый выход из ситуации, в которой замешан Билалов, неофициально называемый «человеком Медведева». На заседании по вопросам социально-экономического развития Северного Кавказа до 2025 года премьер предпочел полностью проигнорировать «неудобную» тему туристических кластеров. Хотя ранее без перспектив горнолыжного рая не обходилась практически ни одна дискуссия по поводу развития проблемного региона. Ведь именно «Курорты» обещали удвоение Северо-Кавказской экономики к 2025 году.
Участники совещания сосредоточились на сельском хозяйстве, а сам Медведев продвигал следующую установку: «Кавказ может накормить Россию» (а не только Россия – Кавказ). «Аграрный потенциал округа таков, что он позволяет рассчитывать на то, что Кавказ сможет кормить качественными экологически чистыми продуктами не только себя, но и значительную часть страны и даже завоевывать позиции на мировом продовольственном рынке», - высоко взял ДАМ. «Кормить» Россию и мир Кавказ будет продуктами садоводства и скотоводства, а также поить вином. В связи с этим глава Минсельхоза Николай Федоров предложил удвоить площади виноградников в Северо-Кавказском округе, доведя их до уровня 1985 года. А в предгорных районах можно вырыть пруды и выращивать деликатесные виды рыбы, в частности форель, сообщил он о других планах. В равнинной части будет разводиться карп и другие «столовые рыбы».
Но перед тем как сделать из федерального округа если уж не туристическую Мекку, то всероссийскую житницу, придется, конечно, потратиться. В результате реализации госпрограммы развития сельского хозяйства ценой в 80 млрд. рублей (только для федерального бюджета) продуктивность сельского хозяйства в СКФО к 2020 году должна вырасти на 45%.
Глава Чечни Рамзан Кадыров заметил, что перед тем, как что-то выращивать, хорошо бы сначала разминировать сельхозземли. По его словам, этот процесс сильно затянулся. «Если такими темпами мы будем разминировать земли сельскохозяйственного назначения, то нам понадобится лет 50», - сказал он. По расчетам МЧС, на это нужно от 10 до 50 млрд рублей.