Собратья по перу по косточкам разобрали приветственную речь президента, но совершенно не заинтересовались тем, о чем шла речь во время встречи. Как полагается, согласно кремлевскому протоколу, накануне встречи президенту были направлены пять просьб, исходящих от соборян, которые претендуют на полноту Церкви. После торжественных речей, которыми обменялись президент и патриарх, началась рабочая встреча, во время которой митрополиты обратились с пятью просьбами. Первая заключалась в том, что президента попросили помочь в обустройстве Соловецкого монастыря. Причем напомнили, что во многом благодаря его личной помощи был восстановлен Валаамский монастырь. Путин терпеливо объяснил епископам, что, прежде чем начинать обустройство Соловков, следует установить партнерские отношения с населением острова и музейным сообществом. Странно и непонятно, что Анзерский скит существует независимо от монастыря, имея статус юридического лица.
Следующая просьба касалась школ, повального и неотложного введения Основ православной культуры. Президент напомнил , что Россия является, согласно Конституции, светским государством. В ряде школ как пилотный вариант уже вводится ОПК. А как альтернатива — основы этики.
Третья просьба касалась тюремного служения. Президента попросили рассмотреть проблему зачисления тюремных священников в штат ФСИН. На что он резонно возразил: а как отреагируют заключенные, узнав, что священник является служащим ФСИН? Будет ли он пользоваться доверием заключенных? Даже в дореволюционной России был лишь единственный священник, служивший в тюремном ведомстве и получавший от него зарплату. Но именно он начал первую русскую революцию. Звали его Георгием Гапоном!
Четвертая просьба касалась финансовой помощи новым структурам, которые вот-вот будут организованы в каждой епархии и призваны заниматься помощью наркозависимым. Президент ответил, что государство не может финансировать структуры, которые оно не создавало и расходы которых не контролирует.
Наконец, последняя просьба касалась телеканала «Спас». Его просили вывести на федеральный уровень. Президент заметил, что все частоты давно уже разобраны, а РПЦ имеет свой федеральный канал «Союз», который используется в четверть его возможностей.
Один из членов делегации Украинской церкви (предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) на собор не приехал) пригласил президента на торжества, связанные с 1025-летием Крещения Руси. Владимир Путин ответил: «Но ведь ваш президент меня не приглашал!»
В последние годы много и с осуждением говорят о симфонии — слишком тесном сосуществовании Церкви и государства. Ссылаются на Византию, на царскую Россию. Прошедшая встреча ярко продемонстрировала обратное: Церкви предложено самой решать свои проблемы.
В воскресенье соборяне рассмотрели четыре варианта выборов патриарха РПЦ. И оставили прежний — когда патриарх выбирается тайным голосованием. Это весьма странно, так как во всех древних православных Церквах существует обычай, когда имена трех кандидатов кладутся в шкатулку, она ставится в храме на престол. Служится литургия, во время которой все молятся о том, чтобы Господь указал достойного предстоятеля. Затем мальчик, обычно до 10 лет, подходит к шкатулке, открывает ее и вынимает записку с именем. Так в 1917 году был избран Святейший патриарх Тихон (Белавин). Так в конце прошлого года избирали своих патриархов Александрийская и Антиохийская церкви. Почему Архиерейский собор решил изобрести велосипед?