23 января Госдума собирается принять в первом чтении законопроект, который позволит властям при желании заменять прямые выборы губернаторов населением на голосование депутатов местных законодательных собраний. История появления этого документа, его содержание и стиль работы над ним в парламенте — все дает пищу для невеселых размышлений и недоуменных вопросов...
Закон о возвращении к выборам губернаторов населением регионов вступил в силу 1 июня 2012 года. Впервые эту схему обкатали осенью прошлого года. В сентябре 2013 года через, выражаясь кондовым депутатским языком, «горнило выборов» должны пройти как минимум 8 глав субъектов Федерации...
Но уже 18 декабря 2012 года в Госдуму вносится законопроект, робко предлагающий «сыграть назад». Авторы, группа депутатов из всех фракций, сочли необходимым дать регионам право заменять на своей территории прямые выборы губернатора процедурой «избрания» его депутатами Законодательного собрания. Кандидатов на высокий пост предложит Президент РФ, отобрав троих из списка претендентов, выдвинутых партиями (каждая — по 3), сидящими в региональных парламентах и в Госдуме. Законопроект «призван учесть региональное многообразие РФ», — говорится в пояснительной записке к нему.
Региональные парламенты, все до одного, контролируются «Единой Россией», а губернаторы — лично главой государства и его администрацией. Без санкции Кремля пойти на такой шаг, как отказ от прямых выборов, местные власти ни за что не осмелятся. Остается понять, зачем ЭТО (разные по степени легитимности губернаторы) Кремлю...
Перечитаем стенограмму встречи членов Совета законодателей с президентом Путиным. 13 декабря 2012 года. Спикер парламента Северной Осетии–Алании Алексей Мачнев говорит: «Мы не можем не замечать, что в этом процессе (выборов. — «МК») происходит накал общественной политической ситуации, что в худшую сторону меняется социально-экономическое положение»...
«Политиканы», продолжает он, «раздувают межнациональные конфликты, межконфессиональные противоречия», и «субъектам должна быть предоставлена возможность другого варианта выборов глав субъектов». Он излагает, какой это может быть вариант: политические партии предлагают по 2–3 кандидатуры, а глава государства из них отбирает троих, региональные депутаты из их числа избирают главу региона. Эта тема особенно злободневна в республиках Северного Кавказа, добавил г-н Мачнев.
Что ответил Владимир Путин? Да, признал он, есть такие субъекты РФ, где несколько этнических групп считают себя «титульными нациями» и претендуют на то, чтобы определять, кто будет руководителем региона. И у какой-то такой группы, оказавшейся в меньшинстве, может возникнуть желание создать свой отдельный субъект, объяснял президент. «Ни в коем случае нельзя допускать сейчас перераспределения территорий, умножения количества субъектов РФ, — заявил он, — «мельчить»!» В России — 2 тысячи территорий, по которым идут споры между субъектами, и «может быть, Алексей Васильевич и прав». «Там, где люди чувствуют угрозы для себя, угрозы дестабилизации, межэтнических конфликтов», можно и отказаться от прямых выборов главы региона, заключил президент, и призвал: «Давайте проведем открытую, прозрачную и честную дискуссию!»
Изложенная г-ном Мачневым схема уже через 5 дней превратилась (вплоть до деталей!) в тот самый законопроект, о котором речь. Перед нами опять разыграли спектакль: уже обкатанную в Администрации и получившую санкцию президента идею представили публике как инициативу «с мест»...
Никаких парламентских слушаний или «круглых столов» в Госдуме по законопроекту не проводилось. Никаких обсуждений в формате «Открытой трибуны», с привлечением экспертов и представителей непарламентских партий, тоже. Едва истек месяц, отведенный на рассылку документа в регионы, как документ выносится на голосование палаты.
Это «открытая, честная и прозрачная дискуссия»?
В каких именно регионах может быть применена особая схема — непонятно. Из тех, где выборы пройдут в сентябре, национальная республика лишь одна — Ингушетия, не очень спокойная, но с мононациональным составом. Может, ясность появится при подготовке законопроекта ко второму чтению? Профильный Комитет по конституционному законодательству рекомендовал «уточнить условия применения иного, отличного от общего порядка избрания высшего должностного лица субъекта РФ».
Но, скорее всего, соломка Кремлем подстилается на всякий случай: если кто-то где-то, то сразу. Главное, чтобы возможность была.
На планомерную законодательную работу эти лихорадочные телодвижения не похожи. Теперь придется править вступивший в силу лишь 1 января 2013 года закон о новом порядке формирования Совета Федерации — он написан исходя из того, что все главы регионов наделяются полномочиями по единым правилам...
А если глава государства признает, что выборы могут угрожать стабильности, то какова цена этой стабильности?