Вообще же российско-грузинская тема правит бал на нынешней зимней сессии ПАСЕ. В день открытия выступил Михаил Саакашвили — впервые и, видимо, в последний раз в качестве президента Грузии. «Речь была политически просчитана», — оценил выступление глава российской делегации в ПАСЕ Алексей Пушков. Принципиально новых тезисов грузинский лидер не озвучил, поблагодарив ПАСЕ за резолюции, в которых европарламентарии призвали Москву отменить признание Абхазии и Южной Осетии, и посоветовав России отказаться от «имперских амбиций». Также, по словам Саакашвили, он открыт для контактов с российскими властями: мол, России так или иначе придется контактировать с его партией, которая политическую сцену покидать не собирается.
Авторитетное мнение Константина Затулина, директора Института стран СНГ
«ВСЕ ЭТО МАКУЛАТУРА»
— Михаил Саакашвили борется за выживание. Он прежде всего пытается доказать, что слухи о его политической смерти сильно преувеличены. И потому, как и положено игроку, блефует, говоря, что России в любом случае придется иметь дело с ним и его партией, которая пока, как известно, разбегается или «пересаживается». Ясно, что повод к таким заявлениям дали манифестанты в Тбилиси, напомнившие о прежней дате окончания полномочий Саакашвили — 20 января. Также ясно, что он будет до последнего держаться за президентские полномочия и ни в какую досрочную отставку не уйдет. А в вопросе о том, убрать его досрочно или нет, среди его противников, думаю, есть расхождения. С одной стороны, они хотят его держать в тонусе — выступлениями, требованием отставки. С другой стороны, как я понимаю, на Западе карт-бланш на его свержение не давали (такой, который давали при свержении Шеварднадзе, когда приходил Саакашвили, американское посольство было полностью вовлечено в этот процесс). И, полагаю, Иванишвили и его «Грузинская мечта» не будут прибегать к насильственным действиям, чтобы не сорвать резьбу процесса. И до октября будет подобие двоевластия, притом что инициатива принадлежит Иванишвили, а Саакашвили отбивается. А действия Саакашвили — и поездка в ПАСЕ, и визит на Украину в отсутствие Януковича — что не принято в межгосударственных отношениях — подтверждают, что он хватается за соломинку. Особой любви между Саакашвили и его старшими партнерами — администрацией Обамы — нет. Но нет и желания свергать его, делая подарок всем, кто желает улучшения отношений России и Грузии. Он, как говорится, «сукин сын, но свой».
Структурам, контролируемым западными странами, выгодно, чтобы Россия всегда висела на крючке, все время оправдывалась. В этом духе и делаются все эти мониторинги: и в ПАСЕ, и в ОБСЕ. Не думаю, что от доклада «О гуманитарных последствиях войны Грузии и России 2008 года» будет какой-то прорыв в отношениях России и Грузии. Не очень ясно, желает Запад этого или нет. Мне кажется, пока нет — есть желание присмотреться к новым грузинским властям, быть уверенными в том, что они заодно с Западом в базовых вопросах. И мне кажется, мы должны к этой «литературе» относиться как к скоропортящемуся продукту. Все это макулатура. Никто в Англии не интересуется, что думает ОБСЕ по поводу Северной Ирландии. Никто в Америке не интересуется, что там скажут по поводу законности их выборов. Никто не знает, что это за организации, — если вы спросите на улице. А у нас ведется прямо пропаганда того, что наговорят и напринимают в ПАСЕ и ОБСЕ.