Резкий рост числа партий и реабилитация одномандатных округов породили проблему технической организации голосования. В качестве альтернативы бюллетеню-рулону предложена также книжечка с информацией о кандидатах и отрывным бюллетенем. И два дня выборов вместо одного...
Думский Комитет по конституционному законодательству собрал представителей всех фракций, Центризбиркома, СФ и Общественной палаты, чтобы выработать подход к решению проблемы. Времени на размышления осталось мало: единый день голосования состоится 9 сентября, но уже к 30 мая, сообщил замглавы ЦИК Леонид Ивлев, должны быть готовы все нормативные акты по организации голосования. Значит, соответствующие законы надо принять не позднее марта, а их пока нет даже в виде проектов...
Сейчас партий, имеющих право на участие в выборах, 33, а к осени будет не меньше 50. Глава комитета Владимир Плигин («ЕР») продемонстрировал, как выглядит бюллетень, в который в соответствии с нынешними правилами внесены сведения о 51 организации-кандидате: на столе развернули полосу бумаги длиной 1 м 70 см... А ведь есть у нас республики, где два государственных языка, что удлиняет бюллетень вдвое, напомнил г-н Ивлев. И округа, где на региональных выборах каждая партия выдвигает по 5 кандидатов...
Такой длины документы не смогут обработать КОИБы (комплексы обработки избирательных бюллетеней), а ими уже в той или иной степени оснащены 73 субъекта РФ, поэтому освоение выделенных бюджетом на закупку этих машин средств приостановлено. «КОИБы и сами умирают», — образно обрисовал суть дела первый замглавы комитета Вячеслав Лысаков («ЕР»). О других технических средствах, КЭГах (комплексах электронного голосования), почти не говорили: они, по словам г-на Ивлева, применялись на последних выборах в 11 субъектах РФ, «в основном в национальных республиках, и зарекомендовали себя хорошо».
Кроме бюллетеня-рулона, сказал г-н Плигин, мировая практика знает и другие решения такого рода проблем: например, замена словесной информации о партии ее эмблемой. «Нам, единороссам, легче, партия устойчиво ассоциируется с медведем», — сказал он. Еще один вариант — книжица с информацией об участниках выборов с отрывным бюллетенем, где все партии зашифрованы номерами. «Для ЦИК это не проблема, это проблема для партии, потому что в бюллетене нет ни эмблемы, ни фамилии лидера, и придется просто раскручивать номер, полученный при жеребьевке», — пояснил г-н Ивлев. Если одномандатников на федеральных или региональных выборах будет несколько десятков, то придется делать такие же книжечки, сказал он.
«Насоздавали партий собутыльников, а теперь думаем, как удовлетворить их потребности в агитации. Может, вернуться к предварительному сбору подписей для непарламентских партий, пусть докажут, что люди их поддерживают?» — предложил Сергей Иванов (ЛДПР). Обсуждать это комитет не стал.
Дмитрий Гудков («СР») заявил: «Вы представляете, какие очереди будут на участках, пока граждане прочитают эти книжки?» Он предложил развивать электронное голосование, к которому будто бы готовы 25% населения страны, активных пользователей Интернета. «16%», — уточнил первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.
«Если будет рулон, надо выборы два дня проводить, как в Чехии», — сказал Владимир Поневежский («ЕР»). Эта идея достойна обсуждения, признали участники заседания.
Представитель Общественной палаты Максим Григорьев рассказал об опыте Украины, где бюллетени на последних выборах были 1 м 20 см длиной, и об опыте электронного голосования в США, где к нему «много нареканий, хотя там работали над этим 10 лет». По мнению ОП, «предпочтительнее» книжица, которую избиратель просмотрит, вырвет бюллетень с одной партией и опустит его хоть в КОИБ, хоть в обычную урну. «А что дальше? Книжку он берет с собой или оставляет на участке?» — спросил г-н Плигин. «Кто-нибудь другой возьмет эту книжку, вырвет бюллетень другой партии и проголосует им», — развил мысль г-н Лысаков. «Пусть избиратели как-то гасят оставшиеся бюллетени, отрывают их края, что ли», — сказал г-н Григорьев. «Гильотину на каждом участке придется поставить», — продолжил г-н Иванов.
Потом стали обсуждать вопрос о том, можно ли упихнуть огромные бюллетени в прозрачные ящики для голосования нынешнего образца. «В такой ящик влезает до 600—800 таких бюллетеней, а на некоторых участках по 3 тысячи избирателей, значит, придется ставить не по 2, а по 5—6 ящиков», — объяснил г-н Ивлев. Он рассказал, что на прошлых выборах в некоторых регионах закупали метровые школьные линейки, чтобы члены комиссий могли утрамбовывать бюллетени в урнах.
Чтобы выработать согласованное решение, на следующей неделе в Госдуме проведут «круглый стол» с приглашением представителей непарламентских партий и специалистов-технологов. «Есть закон, и нужно технологически обеспечить его исполнение, пусть это будет несколько дороже или неудобнее», — заявил глава Комитета по законодательству СФ Андрей Клишас.
Достичь консенсуса будет непросто: Сергей Обухов заявил, что КПРФ категорически против электронных средств для голосования и за «старый, ручной способ подсчета голосов». Неприемлемо для КПРФ и цифровое обозначение партий в бюллетенях.