Леонардо да Винчи опередил свое время на века. Акваланг, вертолет, велосипед, танк, пулемет, шарикоподшипник — вот только несколько изобретений, которые пытался воплотить в жизнь гениальный флорентиец. Большинство из этих конструкций, правда, так и не заработали при жизни да Винчи. Зато спустя столетия люди смогли заново изобрести эти конструкции, без которых сейчас сложно представить наш мир. Инженер Паскаль Котте, с детства увлеченный гением Леонардо, задался целью воспроизвести по эскизам мастера изобретения и сделал это.
— Чтобы точно и в натуральную величину восстановить конструкции, были привлечены специалисты, знающие флорентийский диалект, на котором писал Леонардо. Они изучили 6 тысяч страниц рукописей мастера и разгадали, где автор специально сделал ошибки, чтобы защитить авторские права, — рассказывает куратор выставки Роб Кирк. — На выставке представлено 65 механизмов, разделенных на несколько тем: оптика, физика, гидравлика, военные экспонаты и т.п.
Большинство этих изобретений можно испытать. Почувствовать себя моделью мастера в зеркальной комнате, куда художник помещал своих моделей, чтобы лучше изучить анатомию тела, верно показать объем фигуры. Или покрутить ручку домкрата, изобретенного и внедренного в строительное дело мастером.
Многие изобретения Леонардо не могли заработать — они были несовершенны. Как, например, водолазный костюм, который, по задумке, должен прикрепляться к кораблю, а воздушный баллон из дерева — плавать на поверхности. Или как музыкальный прибор, где струны прикреплялись к ногам музыканта, и во время ходьбы он нажимал на клавиши, чтобы звучала музыка.
Но все же самая загадочная часть выставки «Гений да Винчи» связана с «Моной Лизой» — картиной, которую художник писал всю свою жизнь. Паскаль Котте с помощью специальной
— Каждый владелец картины, а их было десятки до того момента, как полотно попало в Лувр, считал своим долгом отреставрировать картину, так что брови и ресницы со временем попросту стерлись. Лицо изначально было шире, а улыбка — более четкой, цвет глаз — ярче.
Ничего удивительного — все картины темнеют со временем. Поразительно другое открытие: фон, на котором изображена дама, лазурно-голубой, почти сливается с небом. «Именно так принято было писать горизонт во времена Леонардо», — утверждает куратор выставки.
Когда были сделаны эти открытия, первым делом их показали в Лувре, рядом с оригиналом «Джоконды».