Согласно приказу, весь персонал органов ФСБ, работающий на территории России, — как военнослужащие, так и гражданские — обязан в течение месяца доложить своему руководству о наличии у них имущества, право собственности на которое зарегистрировано за пределами страны. А до 1 декабря «принять меры по отчуждению такого имущества».
Приказ не касается случаев, когда зарубежная собственность предназначена для «решения задач оперативно-служебной деятельности». Не подлежит отчуждению также и имущество сотрудников госохраны, которые работают за пределами РФ. Но только до момента их возвращения на родину, когда также придется избавиться от этой собственности в течение года.
Даже в случаях, если зарубежные активы достались эфэсбэшнику по наследству, он также обязан теперь поставить в известность об этом свое руководство и избавиться от полученного имущества. Впрочем, как именно сотрудники ФСБ должны «принимать меры по отчуждению» имущества, в приказе не определено.
В связи с чем возник этот документ, пояснил «МК» депутат Госдумы Александр Хинштейн:
— С одной стороны, появление этого приказа имеет формальную подоплеку: это подзаконный акт, который последовал за уже вступившим в силу Федеральным законом от 18 июня 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Им закреплялись требования к сотрудникам органов безопасности, а нынешний приказ приводит их сегодняшнее положение в соответствие с положениями законодательства. С другой стороны, сейчас ФСБ стала уделять больше внимания неслужебной жизни своих сотрудников. Так, например, если раньше они могли выезжать за границу на отдых по рапорту, то сейчас им это запретили. Теперь вот запретили и владеть чем-либо за пределами родины. И это, на мой взгляд, очень правильно.