Цинизм ситуации в том, что произошло это аккурат в тот момент, когда городскую полицию проверяет комплексная бригада МВД, отправленная лично министром Нургалиевым после предыдущего убийства.
Конечно, убийство было лишь поводом: Нургалиев давно мечтал убрать своего потенциального конкурента Михаила Суходольского. Преследуя свои шкурные интересы, министр полностью пренебрег интересами службы.
С отставкой Суходольского и без того тяжелая ситуация в питерской полиции окончательно накалилась, систему залихорадило. И в этом вина лично Рашида Нургалиева.
Все случилось поздним воскресным вечером в жилом доме на проспекте Энгельса. Примерно в 23 часа командир взвода ОМОН Дмитрий Пецкалев повздорил на лестничной клетке со своим соседом,
В воспитательно-профилактических целях старший лейтенант Пецкалев «нанес ему множественные удары по телу кулаками рук и обутыми ногами» (цитата из справки по уголовному делу). Одновременно он жестоко избил собутыльников Романа — впоследствии двух человек (мужчину и женщину) пришлось госпитализировать.
Когда сосед затих, омоновец посадил бездыханное тело в лифт, спустил на первый этаж и преспокойно вернулся домой. Шумного соседа через некоторое время, уже мертвым, найдут соседи.
Преступление было раскрыто по горячим следам. Уже через двое суток Пецкалева задержали. В среду он был арестован.
Очень показательна реакция на произошедшее нового руководства регионального ГУ МВД. Поначалу информацию об убийстве здесь пытались скрыть, а когда утечка все же произошла, пресс-служба вообще начала выгораживать полицейского.
В изложении представителей ГУ МВД, старший лейтенант Пецкалев всего-навсего «сделал замечание» буйному соседу. И дальше: «Возник конфликт, в ходе которого сотрудник втолкнул потерпевшего обратно в квартиру и нанес ему несколько ударов руками в область корпуса».
В следственном комитете и прокуратуре эту трактовку отвергают категорически. Ударов было не несколько, а несколько десятков. Наносились они не только руками, но и ногами. Как установила экспертиза, смерть Романа наступила в результате тупых травм туловища, разрыва почек и множественной кровопотери: иными словами, омоновец не «воспитывал», а с садистской жесткостью забивал его. Именно этой версии, кстати, придерживается и следствие: согласно официальной версии, Пецкалев действовал «умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью».
Наверное, у него имелись основания для гнева: попойка шла в соседней квартире уже четвертый день, а у омоновца двое детей. Ну отвесил бы пару оплеух — никто бы Пецкалева за это не осудил. Но убивать...
Игорь Роман погиб 19 февраля. Месяцем раньше, 20 января, сослуживцы Пецкалева с такой же жестокостью забили
Именно эта трагедия дала министру повод отправить в Питер бригаду из 67 проверяющих. Был снят с должности начальник ГУ МВД Михаил Суходольский. И что в итоге? Какой новый стрелочник ответит теперь за новую смерть? И за бардак, который творится сегодня в петербургской полиции?
Питерский главк трясет. С десяток руководителей управлений и служб сняты как люди Суходольского. Их меняют противниками недавнего начальника, которые по обыкновению тут же начинают сводить счеты с коллаборационистами. Полным ходом идет охота на ведьм. Опять же — проверка МВД.
В таких полувоенных условиях где уж тут усмотреть за подчиненными? Тем более что и омоновец Пецкалев, и обвиняемый в убийстве Никиты Леонтьева участковый Денис Иванов успешно прошли очистительную переаттестацию. (Проводилась она еще до приезда Суходольского.)
Напомню, что, согласно многочисленным обещаниям Нургалиева, в ходе реформы каждый сотрудник должен был подвергнуться детальному изучению: чуть ли не под микроскопом. Только лучшие из лучших из милиционеров обернулись полицейскими.
Полгода назад Рашид Нургалиев даже позволил себе публично объявить, что весь негатив навсегда остался в прошлом и в МВД служат теперь только «лучшие из лучших». В их числе, очевидно, он имел в виду и Иванова с Пецкалевым; и сотни других «обновленных» полицейских, арестованных за убийства, взятки, побои, превышение полномочий уже после реформы...
...Вышвыривая из кабинета генерал-полковника Суходольского, в недавнем прошлом своего первого зама, Нургалиев слишком поторопился. Ему надо было проявить хоть немного выдержки йоги. Сейчас, после второго полицейского убийства, Суходольскому точно было бы не сносить головы: и не потребовалось бы ни коммунальных разборок, ни блокады здания, ни всей той позорной мелочности, которая надолго легла пятном на новый мундир МВД.
Впрочем, при желании и эту смерть тоже можно списать на опального генерала. Из кабинета выселял ведь его ОМОН...