По словам главы Росаккредитации Саввы Шипова, к настоящему моменту службе переданы полномочия по аккредитации сразу от нескольких ведомств — Росветнадзора, Минрегиона, Федерального агентства связи, Ростехрегулирования, Роспотребнадзора, Федерального агентства железнодорожного транспорта и МЧС. Раньше аккредитацией испытательных лабораторий по обязательной сертификации занимались 16 различных ведомств. У такого количества нянек дитя, естественно, оказалось без глазу: результаты сертификации товара одним ведомством не признавались другим, ведь каждое из них формировало свои критерии и процедуры. Это, как говорит г-н Шипов, вынуждало производителей подтверждать соответствие своего товара сразу в нескольких аккредитованных органах. Которые, в свою очередь, вынуждены были аккредитовываться в нескольких системах. Естественно, это и финансовые, и временные издержки.
А процедура дорогая: сейчас аккредитация в среднем стоит около 200 тыс. руб., а весь рынок оценивается экспертами в 800 млрд. рублей. Не случайно система фактически превратилась в кормушку для чиновников. Цены на услуги по сертификации товаров появлялись, что называется, с потолка. Чиновники зарабатывали на этой процедуре немало: так, доходы подведомственных структур Роспотребнадзора от платных услуг в данной сфере в 2009 году составили 12,5 млрд. рублей.
Теперь все изменится. Задача новой службы — создать «единые прозрачные правила», по которым будет действовать национальная система аккредитации, а также наладить контроль за тем, как работают аккредитованные организации. По словам главы Росаккредитации, проверять ту или компанию будет не госслужащий, а независимые эксперты, обладающие нужными компетенциями. Разумеется, до того как их допустят к этой работе, они пройдут проверку в Росаккредитации. До конца года созданная служба должна проверить около 7 тыс. организаций, которые сегодня оказывают услуги по сертификации. Ожидается, что многие из них по итогам проверки лишатся этого права, сообщил Шипов.
Убрать бардак в этой сфере ранее поручил Владимир Путин — и не только ради поддержки для признания российских сертификатов на мировом рынке. Мы ведь, как известно, в ВТО вступаем.