В
Прошло 12 лет. Электоральная поддержка у Путина существенно ослабла. Конечно, не критично. Но опасения в прочности политического лидерства все же появились. Не случайно премьер так сейчас активен, пытаясь найти подход практически к каждой группе избирателей. Но зачастую эти подходы трачены молью и набили у многих оскомину.
Опять поднята тема «нечестной» приватизации в конце прошлого века. Вначале этот термин Путин употребил в статье «Нам нужна новая экономика», опубликованной в «Ведомостях» 30 января. Правда, в той публикации премьер не стал грозить какими-то санкциями. Наоборот, признал: «отъем собственности сейчас, как предлагают некоторые, привел бы просто к остановке экономики, параличу предприятий и всплеску безработицы». Да и многие нынешние собственники, по словам Путина, «формально являются добросовестными приобретателями».
Значит, надо ставить точку в затянувшейся общественной дискуссии, дабы не будить социальную зависть и не рождать несбыточные иллюзии. Но нет. Путин на съезде РСПП 9 февраля в очередной раз назвал приватизацию нечестной и предложил взять с бизнеса некий разовый сбор.
Естественно, предпринимателей такая перспектива нисколько не обрадовала. Посыпались предупреждения: прошло много времени, поменялись собственники, сложно провести необходимые расчеты, так как тогда была совсем другая макроэкономическая ситуация (рубль находился в переукрепленном валютном коридоре, а нефть стоила раз в 10 дешевле и т.п.). Наконец, даже Счетная палата (СП) в 2003 году признала эту приватизацию соответствующей существовавшим тогда законам, хотя и проведенной по самому худшему сценарию в мире. Так с кого, сколько и по какому законодательству брать деньги?
Глава СП Сергей Степашин услужливо подсказал. Для начала он напомнил известный британский прецедент. В те же
У нас же все куда запутаннее. И по закону (у нас же правовое государство?) заставить платить не удастся. Степашин, впрочем, говорит о том, что все детально пересчитает и что в случае необходимости использует судебные процедуры. Приехали. Вот тут-то, как Путин и предупреждал, наступит «паралич» экономики. А большинство трудящихся попросту потеряют работу. На кого они пар будут спускать?
Не пора ли поставить жирную точку в приватизации
Эксперты «МК»
Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа ФБК:
— У меня нет сомнений, что можно вывести некую формулу, воспользоваться опытом той же Великобритании, но я уверен, что нам это не подходит. Если мы хотим для галочки эту акцию провести, тогда можно вывести какую-то формулу. Но мы упремся в другие проблемы: встанет вопрос, с кого взимать этот налог — с тех, кто приобрел? Но некоторые уже продали свои активы, причем продавали тоже по-разному: кто-то заплатил подоходный налог, а кто-то нет. Когда эта инициатива озвучивалась, эти проблемы, мягко говоря, не учли. Надо идти по пути самообложения, например создать благотворительный фонд национального уровня для решения какой-нибудь социально значимой проблемы. Создать на добровольной основе, максимально прозрачно, открыто, тогда бы люди это оценили — и тогда бы мы закрыли эпоху не только
Сергей ДРОБЫШЕВСКИЙ, руководитель научного направления Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара:
— Корректно посчитать в настоящее время уже нельзя, потому что все эти активы реорганизовывались, преобразовывались, переходили к другим собственникам, по крайней мере частично, поэтому, с моей точки зрения, справедливую стоимость сейчас определить невозможно.
Николай ВАРДУЛЬ, главный редактор «Финансовой газеты»:
— Всерьез рассчитывать на то, что будет приватизационный налог или взнос, смешно, ничего подобного не будет. Единственное, что может быть, отдельные муки совести у отдельных предпринимателей — и они будут делать всякие благотворительные взносы, но это индивидуально и добровольно. Степашин не говорит, что он готов взыскивать этот взнос, он просто говорит, что можно его посчитать, но это совсем не значит, что его будет кто-то платить.