Вернуться к практике дорожных фондов транспортное ведомство подтолкнула плачевная статистика последних 12 лет (напомним, что в 2000 году правительство закрыло все фонды, из которых ранее финансировались строительство и ремонт автомобильных магистралей). «Расходы на дорожное хозяйство сократились с 1,6% до 0,7% в рамках ВВП. А в регионах сократилось еще больше — с 2,7% до 0,6% — в 4,5 раза сократились расходы на дорожное хозяйство за этот промежуток времени. Сократилось количество ремонтируемых дорог. Приведу в качестве примера: для нормативного содержания федеральных автомобильных дорог в год нужно ремонтировать около 7,5 тыс. км дорог. За те средства, которые у нас до этого выделялись, мы могли ремонтировать менее половины», — жаловался Белозеров.
Поэтому было принято решение о возобновлении деятельности дорожных фондов, которые замминистра разделил на фонды первого (то есть те, что работали до 2000 года) и второго поколений. Отличие заключается в том, что деятельность последних во всем развитом мире контролируется обществом. Именно к этому и стремится Минтранс. «В Федеральном дорожном агентстве работает сайт, к которому обращаются граждане РФ. За 11 лет в целом было около 30 млн. обращений, за предыдущий, 2011 год — это 2 млн., буквально за начало 2012 года — уже более 450 тыс. обращений, то есть идет по нарастающей», — отметил Белозеров и призвал общественность активнее работать в этом направлении.
Отвечая на вопрос о том, когда воссозданные дорожные фонды выйдут на проектную мощность, замминистра заявил, что к 2014 году 100% дорог будут соответствовать всем техническим нормативам.
Эксперт «МК»
Федор Езеев, координатор портала «РосЯма»:
— Если Минтранс выполнит свое обещание и действительно к 2014 году приведет все дороги в то состояние, которое будет соответствовать техническим нормативам, тогда я закрою свой проект и займусь чем-нибудь более интересным. А вообще это очень позитивная новость: наконец-то к 2012 году ведомство обнаружило, что качество автомобильных дорог в России не совпадает с теми критериями, которые прописаны в ГОСТе, вступившем в силу к обязательному исполнению 17 лет назад. «РосЯма» безусловно постарается сделать все возможное, чтобы эти слова не остались просто словами. Мы будем внимательно следить за деятельностью этих дорожных фондов, как завещают нам чиновники.