На недавно проведенном Гайдаровском форуме «Россия и мир:
Так вот, в июне прошлого года на Петербургском экономическом форуме президент Дмитрий Медведев встретился с руководителями практически всех самых крупных зарубежных инвестиционных банков. Присутствовали, само собой, и его экономические советники, министры, представители ЦБР. С обеих сторон получилось человек по 15. Держали совет, как привлечь в Россию побольше иностранных инвестиций (особенно прямых, то есть не на биржу, а непосредственно на предприятия). Чтобы дать помимо прочего позитивный сигнал отечественным капиталам. А то они бегут и бегут за кордон. Только в прошлом году — $84,2 млрд. Отток продолжился и в январе, признаются в ЦБ.
В общем, хозяева встречи как бы просили о помощи. Как бы в чем-то нуждаются. Но вот подготовились к ней не совсем правильно. Вместо того чтобы продемонстрировать скромность в личных потребностях, выказали свое инновационное преимущество. Зарубежные гости с ухмылками замечали: «Мы все (между прочим, лидеры мирового финансового рынка. — К.С.) пришли с шариковыми ручками и обычными блокнотами, а русские — поголовно с ipad’ами!»
Резюме самого Улюкаева: «Есть разница между внешним успехом и реальностью».
Впрочем, дальше тему интернет-преимуществ российских чиновников, требующих немалых финансовых возможностей, Улюкаев развивать не стал. Все-таки не его поляна (он же не глава Счетной палаты). Первый зампред ЦБ просто пояснил, что хорошая статистика — это еще не залог успеха. Кто бы сомневался. Не всем цифрам можно верить.
Но Улюкаев не подвергает их сомнению. Например, прошлогоднюю инфляцию в 6,1%. Это действительно самый низкий рост потребительских цен за последние 20 лет. Более того, в этом году ожидаются еще лучшие показатели. За первые две недели января инфляция составила не более 0,2%. По прогнозу Улюкаева, весь январь даст менее 1% (возможно, не более 0,4%). В результате сейчас год к году (январь
Но Улюкаев тут же предупреждает об опасности головокружения от успехов.
Во многом низкая инфляция, по его же оценке, это результат «высокой базы сравнения (в прошлом году рост цен был побольше. — К.С.) и благоприятной динамики продовольственных цен». Соответственно, эти благоприятные факторы могут вектор и поменять. Но дело даже не в этом. «Цифры не должны нас обманывать, нас успокаивать, потому что содержательная проблема не решена», — обеспокоен один из руководителей ЦБ.
Иными словами, все может вернуться на круги своя, если не будет выдерживаться в нужных пределах денежное предложение (годичный рост — не более
Улюкаев вообще считает, что, говоря о макроэкономике будущего, нужно все больше ориентироваться не на цифровые показатели, а на содержательные вещи. Очень удобно. Критиковать отныне не за что. Например, зарплата не растет или даже падает. Но ведь ее макроэкономическая содержательность от этого не страдает. Все равно на нее можно что-то приобрести. А если цены растут медленнее, то приблизительно тот же набор товаров и услуг, что и раньше. Вот она, реальная стабильность.
Но Улюкаев и на этом не останавливается. Он предлагает целую концепцию «новой нормальности». То есть нет никакой цикличности развития и, соответственно, кризисов, а есть «другая полоса развития». Которая характеризуется и более низкими темпами роста ВВП
Как говорится, ничего страшного. Все прогнозируемые новые волны рецессии и девальвации валют легко укладываются в «новую нормальность». Хорошо бы, конечно, поднакопить резервов, хотя бы за счет экономии на ipad’ах.