Не дают нам руководитель правительства, а заодно с ним и пока еще глава государства забыть о том, что мы живем в великой державе. Напоминают в каждом обращении к гражданам. Нет, я совсем не против величия россиян, скажем, в спорте, о котором пишу уже более сорока лет. Наоборот, всеми руками «за». Однако поводов для этого все меньше и меньше.
Два года назад в Ванкувере произошло чудовищное крушение машины отечественного спорта высших достижений. Олимпийская сборная России в общекомандном зачете заняла одиннадцатое место. Наша страна одним махом лишилась статуса великой спортивной державы, коим — правда, под другим названием, СССР, — обладала около полувека, начиная с того самого момента, когда впервые в 1952 году приняла участие в летних Играх, а в 1956 году и в зимних, где сразу же захватила первенство. Нельзя же причислять к гигантам мирового спорта тех, кто не попадает хотя бы в первую десятку сильнейших. Крах некогда непобедимой армады явился шоком не только для российских болельщиков, но и для мировой общественности. Потому что полностью противоречил логике развития событий, принятой в спортивном мире: все должно было быть точно наоборот.
Когда в 2007 году Международный олимпийский комитет дал России право провести зимние Игры в Сочи, это должно было послужить мощным стимулом для стремительного прогресса спорта высших достижений. Прежде так было всегда, во всех странах, которые брались за организацию Олимпиад. Они, собственно, и добивались возможности устроить у себя Игры, чтобы рвануть как можно дальше вперед. Большой скачок удался и спортсменам Китая, ставшим сильнейшими в Пекине, и атлетам Канады, которые взлетели вверх из крепких середняков, завоевав первенство в Ванкувере.
Казалось, сам бог велел совершить рывок и России. Но выходит все шиворот-навыворот. Рекордные десятки миллиардов долларов — таких денег отродясь не имел в своем бюджете ни один оргкомитет ни одной Олимпиады, будь то летняя, или зимняя — выделены государством. Вот только львиная доля этих средств идет на строительство спортсооружений, гостиниц, железных и автодорог, линий электропередачи, короче, всего того, без чего невозможно провести олимпийские соревнования. Без всего вышеперечисленного — нельзя. А без побед российских спортсменов на Олимпиаде, выходит, можно. Поэтому еще совсем недавно финансов остро не хватало для непосредственной подготовки спортсменов. После ванкуверского катаклизма положение поменялось. Но и сейчас деньги выделяются в основном на организацию тренировочного и соревновательного процесса членов национальной сборной, а этого явно недостаточно.
Нет средств для проведения реформ в управлении спортом высших достижений, нет их для структурных изменений в системе воспитания достойной смены, нет их для налаживания эффективной работы спортивных школ, нет их для обучения квалифицированных тренерских кадров и последующего обеспечения наставников надлежащей зарплатой, нет их для создания современных тренировочных центров... В общем, денег нет на все то, что могло бы дать толчок коренным преобразованиям, перелому к лучшему в критической ситуации. Поэтому ситуация продолжает ухудшаться.
Если судить по результатам наших атлетов на чемпионатах мира и розыгрышах кубков мира по зимним видам спорта (а именно так поступают аналитики), то в прошлом сезоне они выступили еще хуже, чем в позапрошлом, олимпийском, откатившись уже на
Тогда все завоеванные россиянами высшие награды были ожидаемы и закономерны. Мы взяли их в тех видах, в которых брали всегда на предыдущих Олимпиадах: две в биатлоне и одну в лыжных гонках. Эти дисциплины — наш конек (прошу не путать с конькобежным спортом, где успехов у нас пока нет, хотя Иван Скобрев и выиграл в прошлом году чемпионаты мира и Европы в классическом многоборье, но оно не значится в программе зимних Олимпиад). В число «коньков» на протяжении десятилетий входили еще хоккей и фигурное катание, но они «загнулись» еще до Олимпиады. После «погибли» и биатлон, и лыжные гонки. В прошлом сезоне на чемпионатах мира по четырем этим бывшим когда-то исключительно «нашими» дисциплинам российские спортсмены ни разу не поднимались на высшую ступень пьедестала. Причем на двух соревнованиях — по биатлону и фигурному катанию — им не помогли это сделать даже родные стены в Ханты-Мансийске и в Москве.
А что можно сказать о двух высших наградах, оказавшихся в нашей скудной копилке в прошлом сезоне? Да особенно ничего хорошего. Ну нельзя же серьезно относиться к тому, что российские спортсмены были первыми в бобслее в состязаниях экипажей-двоек, где уже было оставивший большой спорт
Этот тупик с каждым годом становится все «тупее». После любой Олимпиады происходит естественная смена поколений спортсменов. Должна была она произойти и в России, но ее пришлось отменить. В силу вышеуказанных причин нам просто неоткуда черпать резерв, поэтому ставка снова делается на уставших ветеранов. Возжелавших было уйти на заслуженный отдых бобслеиста Зубкова, олимпийских чемпионов биатлонистку Ольгу Зайцеву и фигуриста Евгения Плющенко и иже с ними вновь ставят под ружье, посулив, видимо, громадные гонорары. Несомненно, за щедрое вознаграждение переманивают в стан российской сборной иностранных мастеров шорт-трека, керлинга, сноуборда, горных лыж, наладив процесс их натурализации. Но и эти усилия ожидаемых плодов пока не приносят.
А тут еще члены МОК подсунули России «подлянку», введя в программу соревнований зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году шесть новых спортивных дисциплин. Для кого-то это благо, а для нас — горе-то какое! Нам и без новых видов было тошно, а теперь вообще подкрадывается по сочинскому снежку отродясь не водившийся в этих краях песец: возможностей завоевать золотые медали у наших главных соперников лишь прибавилось.
Куда взгляд ни кинь — всюду блин. Комом. Уловив чутким чиновничьим носом неприятный запах песца, спортивное руководство решило обратиться за поддержкой к магам и волшебникам из известной канадской консалтинговой компании Allinger Consultin Inc., которые разработали программу «Завладей пьедесталом», ставшую основой пятилетнего плана подготовки канадских спортсменов к Играм в Ванкувере. Этим спецам только в виде бонуса посулили 5 миллионов долларов, если российские спортсмены добьются командного первенства в Сочи. Но то, что заокеанские кудесники совершили на родине, им вряд ли удастся сделать в России. С ее специфическими особенностями финансирования спортивных проектов — с непременными откатами, подношениями, взятками...
Вылечить отечественное спортивное движение никакими способами не удается. Но этого старательно не замечают руководители государства. Так, на недавнем олимпийском балу премьер-министр Владимир Путин заявил со сцены, цитирую по «Советскому спорту»: «Мы вместе гордимся тем, что наша страна стала силой практически во всех видах спорта». Знающие люди от изумления лишь развели руками.
Для тех же, кто все еще питается святым духом беспочвенного патриотизма, напомню, как шел процесс дегенерации российского спорта: в 1994 году на зимних Олимпийских играх наши были первыми в общекомандном зачете, через четыре года — третьими, в
Так каких же реальных достижений ждать нам от российских спортсменов? Смею вас огорчить: в ближайшие годы — никаких. Чуда, которое прогнозирует министр спорта Виталий Мутко, не произойдет. В Сочи в 2014 году, по мнению не ангажированных властью специалистов, мы в лучшем случае вернемся в десятку сильнейших команд мира. Ну а в Лондоне, где в нынешнем году состоятся летние Олимпийские игры, нас ожидает провал сродни ванкуверскому.