Медведеву придется прирезать свое же детище

Секвестр становится все реальнее

После того как Госдума в третьем, окончательном чтении (до кризиса было четыре), одобрила бюджет-2012-2014, он стал законом. Совфеду и президенту осталось только его подписать. Перед выборами основной финансовый документ возвращать на Охотный ряд никто не осмелится. Так что будем выживать с этим бюджетом. Но насколько хватит денег? Все зависит от цен на нефть. А они, как это уже часто бывало, могут уже в будущем году резко устремиться вниз. Тогда секвестр. Как это было в 1998 году. И щедро обещанных президентом Медведевым бюджетных подачек не видать даже военным.

Секвестр становится все реальнее

Правда, термин «секвестр», то есть простое урезание расходных частей бюджета, ни в самом Минфине, ни в правительстве сейчас категорически не используют. Им пугают избирателей разного рода критики принятого Госдумой бюджета-2012-2014.

Однако, реальные основания для того, что правительству придется уже в будущем году полностью и бесповоротно отказаться от части взятых на себя обязательств, безусловно есть. Даже при заложенных в бюджет $100 за баррель нефти он сверстан с дефицитом в 1,5% ВВП. Если же нефть подешевеет до $93, то, по словам и.о. министра финансов Антона Силуанова, не будет пополняться Резервный фонд (пока запланирована прибавка в 512 млрд рублей). Если она продолжит падение, то придется брать деньги, как опять же признался Силуанов, из этого фонда.

К 1 января 2012 там будет 1,7 трлн рублей. Однако, как подчеркнул глава ведомства общие резервы в России сейчас в два раза ниже, чем в кризисный 2008-ой (8% ВВП против 16%). Надолго ли хватит этих денег? Максимум на год при цене цене $60/баррель. При этом явно раздутые военные расходы тянут на себя 18,8% расходной части федерального бюджета.

Не случайно, обеспокоенный Силуанов видит выход в бюджетной консолидации:»Следующий год должен быть годом такого решения».

Консолидация не секвестр. Наоборот – это лекарство от него. Но очень горькое, так как все равно предполагает существенное сокращение расходов. Другое дело, что «бюджетная консолидация» (кстати,этот термин ввели в оборот лидеры «большой двадцатки» во время выхода из кризиса в 2009 году) предполагает одновременно и обеспечение роста доходов. Но упор делается именно на сокращение.

Разница между сокращением расходов и их урезанием (секвестром) в том, и это очень существенно, что при первом развитии событий можно перебрасывать бюджетные траты из статьи в статью, чтобы минимизировать потери для приоритетных бюджето-получателей. Например, в нашем случае, для военных и пенсионеров. Секвестр же своего рода топор палача – отрубается все и у всех. И не только лишнее.

Иными словами, раздув сейчас в угоду предвыборной гонке затраты на военных и закупку вооружений, власти уже в 2012 году, как предрекают многие эксперты, встанут перед выбором урезания всех или какой-то части расходов. Вопрос только в том, когда это будет: сразу после назначения Медведева премьером или позже – осенью будущего года. Дополнительных (кроме стабфонда) заначек – 110 млрд рублей на госгарантии для тонущих предприятий и 200 млрд в виде еще одного правительственного резерва – может и не хватить, если захлестнет вторая волна рецессии. Зачем же тогда так много обещать?

Впрочем, выход есть. В частности, можно внести в бюджет поправки, согласно которым будет перераспределен ряд расходных статей. Например, руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич предлагает изъять у военных из всех бюджетных расходов (14,6% в 2012-ом, 18,8% – в 2014-ом) только 4%. И направить их на развитие национальной экономики, здравоохранение и образование. Так к кризису мы подготовимся лучше. Еще было бы неплохо побольше денег отправить в Резервный фонд. Но не на подготовку к войне. И тогда точно избежим секвестра.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру