В последнее время в России разрешили публично спорить. Даже о самом сокровенном – величине налогов и работе фискальной службы. Более того, Аркадий Дворкович заявил, что кредит доверия у общественности к государству на грани. Поэтому полезно не решать все в одиночку или даже группой, но за кулисами, а пора переходить к широким публичным обсуждениям. Правда, широта привлечения к государственным делам у Дворковича пока ограничивается так называемым «Большим правительством», создаваемым при будущем премьере Дмитрии Медведеве. А отношение к этой идее даже среди властной элиты разное.
Так, Герман Греф, возглавляющий Сбербанк, на налоговой конференции выдал: «Что-то не все лица из «Большого правительства» вызывают у меня доверие как честные налогоплательщики!». Впрочем, это замечание он дальше развивать не стал.
Но в любом случае слово «доверие», как это заметил модератор первой панели конференции, депутат Госдумы Андрей Макаров, было на ней наиболее часто повторяемым. Доверие - в смысле веры власти в честность налогоплательщиков, а у последних - веры в то, что государство прекратит их раздевать ради банального обогащения чиновников. И грубо говоря, просто перестанет повышать налоги, чтобы заткнуть новыми поступлениями провалы своей политики и потери от коррупции.
Кстати, не так давно Дмитрий Медведев обозначил видимую часть коррупционного айсберга – 1 трлн рублей в год. Столько, по его словам, воруется при размещении госзаказа, в целом на всех бюджетных уровнях оцениваемого в 6 трлн. Итого: утруска и усушка составляет не менее 15%-17% годовых
Для того чтобы начать этот далеко идущий исторический процесс, а именно установление доверия, надо обозначить старт. То есть, сколько же государство на самом деле берет налогов.
И.о. главы Минфина Силуанов заверил, что налоговая нагрузка в России – одна из самых низких среди развитых и развивающихся стран мира – всего 32% ВВП, а за минусом нефтяных и газовых налогов – вообще 24%. Поэтому говорить о возможном снижении налогов незачем. Впрочем, он заверил, что правительство не собирается в ближайшие три года, пока действует бюджетная трехлетка-2012-2014, их и поднимать.
В ответ Дворкович поправил коллегу. По расчетам помощника президента, действительная налоговая нагрузка составляет все 40% ВВП. Просто Минфин не учитывает страховые платежи с фондов заработных плат (а они, как известно, в этом году повысились с 26% до 34%, и хотя в будущем году ставку снизят до 30%, это мало что даст для бизнеса, так как одновременно введут 10%-ный налог на высокие зарплаты, превышающие 45 тыс рублей в месяц), а также таможенные пошлины.
А не все ли равно гражданам и бизнесу, под каким соусом у них изымают деньги в пользу казны? К тому же «нефтяные» 8%, как считает Дворкович, нельзя вычитать, по крайне мере, полностью исключать из общей суммы нельзя, так как нефтяники переносят потом свои убытки на потребителей. Цены же на бензин растут постоянно.
Российская налоговая система, по Дворковичу, получается, далеко не самой конкурентоспособной. Например, в Казахстане, таможенном союзнике России, все основные производственные налоги куда меньше. В результате российский бизнес бежит туда со все большей скорость. «А скоро, – подчеркнул и Владимир Путин, – побежит и в Белоруссию».
Иными словами, налоги в России в ближайшие три года надо менять. Но не повышая их, а понижая, считает Дворкович. Он привел цифры: налог с прибыли – 13% (сейчас 20%), НДС – 10% (сейчас 18%), а еще лучше НДС заменить 10%-ным налогом с продаж и отдать новый налог регионам. При таких ставках налоговая система может быть и нейтральной ко всем производителям, И преференции никому не понадобятся. А что касается наполнения казны, то денег налоговики соберут куда больше, чем сейчас, как за счет выхода всех из «сумрака», так, и это главное, за счет ускорения темпов роста ВВП. И страховые платежи надо снижать в реальности, а не на бумаге.
Прямо речь будущего министра финансов в "большом правительстве" Медведева.
«Кто-то же налоговиков должен поздравить!»
Вчера отмечали День налоговика. Второй год подряд к празднику фискалов приготовили международную научно-практическую конференцию «Налогообложение — современный взгляд». Естественно, в самом роскошном московском отеле Ritz-Carlton. Присутствовал весь макроэкономический бомонд: Аркадий Дворкович, Эльвира Набиуллина, Герман Греф, Антон Силуанов, Андрей Макаров. Гостей, включая заморских, радушно встречал глава ФНС Михаил Мишустин. Прибыл и спецгость — премьер Владимир Путин. Раньше налоговиков он лично не поздравлял.
ВВП, как давно стало привычным, ждали не один час, а целых два. Вначале обещали его приезд в 13.00, затем в 14.00. Он появился немного позднее 15 часов. Набитый битком людьми в гражданском и в форме (естественно, налоговой), зал вскочил в едином порыве и взорвался аплодисментами. Но здравицы, надо отдать должное, никто не выкрикивал.
Премьер радушно улыбался, но был краток. Его речь, произнесенная непривычной для него скороговоркой (даже записывать за ним никто не успевал), заняла не более пяти минут. Но приоритетов в ней премьерские спичрайтеры расставили столько, что переваривать их придется не один день. Тем более что акценты разместились в выступлении не совсем системно — не столько по значимости для формирования будущей налоговой политики, сколько по предвыборной необходимости.
ВВП, согласно известной советской исторической традиции, сравнивал 2011 год с 2000-м (если кто забыл, тогда он начал свою президентскую карьеру). Оказывается, в этом году налогов соберут больше в семь раз, чем одиннадцать лет назад, — 9,8 трлн. рублей против 1,4 трлн. А сборы налога с доходов физических лиц (НДФЛ) в уходящем году превысят весь бюджет-2000. А все потому, что налоговая система в России — одна из самых эффективных и справедливых в мире (всего-то 13 налогов плюс 4 особых налоговых режима). Не то что в смутные 1990-е, когда они исчислялись десятками. А НДФЛ — вообще один из самых низких в мире, поэтому и собирается все полнее и полнее (например +11% в 2011 году к 2010).
В будущем налоговая система будет еще ближе к народу и бизнесу. Так, ВВП строго напомнил налоговикам, что в I квартале будущего года они должны в упрощенном порядке списать фискальные долги в 36 млрд. рублей, ошибочно накопившихся у 33 млн. граждан до 1 января 2009 года.
Он также призвал упростить «процедуру подготовки и подачи отчетных документов», избавить «людей и компании от лишних бумаг, запутанного документооборота, необходимости держать громоздкие бухгалтерские службы». Интересно, куда денут излишних счетоводов? Но, видимо, придется ФНС ускорить отказ от бумажного оборота. Ведь, как напомнил ВВП, согласно отчету Всемирного банка, подготовка налоговых документов в России занимает у налогоплательщиков в два раза больше времени, чем в среднем по странам ОЭСР.
И вообще, Путин подчеркнул, что особый акцент должен быть сделан на более широком внедрении современных технологий. Наподобие электронных деклараций (так делают уже 70% юрлиц, а к 2015-му — все 80%). А простые граждане все чаще платят налоги через Интернет.
На новые гаджеты премьер пообещал бюджетные деньги: «Отмечу, что в ближайшие три года на модернизацию российской налоговой службы мы направим порядка 30 млрд. рублей». Вот тут премьера снова прервали аплодисментами.
И главное. Путин отметил, что ФНС должна выстраивать конструктивный диалог с налогоплательщиками, «внимательно и кропотливо подходить к решению возникающих проблем, помогать бизнесу и гражданам разбираться в налоговых тонкостях и новациях и не преследовать за несущественные ошибки», учитывать предложения бизнеса по совершенствованию налогового законодательства и внедрению удобных форм взаимодействия. Иначе Россия проиграет конкурентную борьбу за лучший налоговый климат. И тогда «все уедут в Казахстан!».
Опять аплодисменты. Все встают. Мишустин благодарит за оказанную честь. «Кто-то же должен поздравить налоговиков!» — смеется Путин и уходит.