18 ноября Госдума во втором чтении проголосовала за проект бюджета-2012—2014. После чего этот документ существенно корректироваться уже не будет. Третье чтение — фактически для проформы. Итак, речь идет уже фактически о действующем законе. Самое время разобраться, что нас ждет в главной сфере человеческого существования — денежной.
Как всем известно, бюджетная трехлетка принималась накануне думских и президентских выборов. Поэтому избиратели ждали от правительства нечто большего, чем в остальные, «невыборные» годы. Кое-кто из них и дождался. Но вот вопрос: того ли, на что надеялись?
Вернемся немного в прошлое. В мае 2006 года президент Владимир Путин опубликовал очередное бюджетное послание. Правительству, как полагается, давались прямые указания, как рассчитывать бюджет будущего, 2007 года. Тогда тоже были выборы в Госдуму, предшествующие президентским. Но при этом ситуация осложнялась тем обстоятельством, что вместо Путина, согласно Конституции, должен был прийти к власти новый президент. Но Медведеву нужно еще было набрать голоса для безусловной победы сразу в первом туре. Помимо прочего пришлось использовать и бюджетный ресурс.
Так вот, в послании-2006 Путин указал кабинету министров две цели: рост социальных расходов и уменьшение инфляции. С пропагандистской точки зрения ход беспроигрышный, но с реальной — крайне опасный. Не надо быть Нуриелем Рубини, предсказавшим кризис
Так и случилось. Если в 2006 году инфляция не выбилась за 9% годовых, то в
Однако несколько дней назад руководитель Экспертной экономической группы Евсей Гурвич буквально меня потряс. Оказывается, мы вообще ни о чем не знаем. Государство только говорит о том, что повышает социальные расходы. А на самом деле заботится только о себе любимом. Вернее, о своих слугах.
Оказывается, если верить расчетам Гурвича, то в 2007 году реального увеличения социальных расходов (хоть на пенсии, хоть на образование и здравоохранение) не было в принципе. Странно. О чем же говорил Путин в мае 2006 года? Да о повышении окладов чиновникам. Гурвич выяснил (а не доверять ему просто нет смысла, так как его группа тесно связана с Минфином), что в 2007 году если и произошло заметное увеличение бюджетных ассигнований, то исключительно на создание государственных корпораций.
Как говорится, приехали. «Если получил должность в госкорпорации, — комментировал еще в 2007 году ситуацию тогдашний премьер, а сейчас глава Службы внешней разведки Михаил Фрадков, — то и воровать не надо!»
Похожая ситуация разворачивается сейчас на наших глазах. Все деньги — не детям, а старикам (пенсии, и то они не увеличиваются, а сохраняются на рубеже
Тот факт, что на социальную политику в
Замкнутый круг. Подают ветеранам — отнимают у их внуков. И в любом случае получается нереальный бюджет. Уже сейчас готовый к секвестру.