В письме к комиссару ЕС по делам торговли Карелу де Гухту Набиуллина обещала претворить в жизнь соглашение об отмене этих сборов, подписанное министром транспорта России Игорем Левитиным и вице-председателем Еврокомиссии Жаком Барро еще в 2006 году. Однако несмотря на эту подпись российское правительство не спешило его выполнять. Потому помимо прочего Россию в ВТО и не принимали, так как зачастую, не успев что-то подписать, Россия тут же от этого отказывалась в той или иной форме. Не случайно один из еврочиновников недавно заметил, что еще «месяц назад такое (русская верность слову -«МК») казалось невозможным».
Речь в данном случае не идет о полной отмене платы иностранных авиакомпаний за предоставление соответствующих аэронавигационных услуг. Она и дальше будет взиматься. Более того, после отмены «сибирской» авиапошлины зарубежных самолетов летать над нашей территорией будет больше. А значит федеральный бюджет получит допдоходы как за счет аэронавигационных услуг, так и топливного сбора. Проблема заключалась в том, что еще в 1990-е годы не без влияния «куратора» «Аэрофлота» Бориса Березовского все платежи за транзитные полеты через нашу территорию получала госкомпания «Аэрофлот». Но с бюджетом при этом не делилась. Вырученные деньги уходили на офшорные счета. Впрочем, все это в прошлом. В 2000-е ситуация изменилась, в том числе и благодаря судебным процессам над некоторыми бывшими топ-менеджерами авиакомпании. Однако дополнительный (сверх авианавигационный) сбор продолжает собираться с иностранных авиакомпаний. И все в пользу «Аэрофлота».
Отмена дополнительного налога на пролет европейских самолетов через воздушное пространство России позволит зарубежным авиакомпаниям экономить по $400 млн ежегодно. Плюсом для России станет рост авиатрафика над ее территорией - европейцы смогут сделать полеты в Китай, Вьетнам и Малайзию куда более частыми. А значит потерянные $400 млн будут с лихвой отбиты.