Владимир Путин, учинив в пятницу разнос нефтяникам, “открыл” правительству глаза на то, как разворовывается народное достояние (им премьер считает нефть). В частности, он заявил, что дефицит бензина в стране, которая вышла на первое место по добыче нефти, — нонсенс.
Министр энергетики утверждает, что Путин будет доволен: дефицит топлива стране отныне не грозит. В июле — августе правительство начнет резервировать топливо в объеме до 2 млн тонн. “Наша основная задача — устранить временные дефициты и ценовые всплески, — говорит Шматко. — А то на нас дивится весь мир. Например, после того, как на единственной заправке в центре Тывы бензин подорожал до 50 рублей, мне со всего мира коллеги позвонили с вопросом: “Что вы там, все с ума посходили?”.
Из бюджета на создание резервов брать деньги не планируется, уверяет чиновник: закупки будет осуществлять госкомпания “Роснефтегаз”. “Выпускать из резервов топливо начнут, когда подрастет цена в силу внешних или сезонных колебаний. Или когда кто-то разорился, что-то там не закупил или с кем-то поссорился”, — популярно объяснил Шматко. Планируется и отказ от ограничений выпуска бензина Аи-80, подорожание которого может сорвать сельхозработы.
Планы по ограничению роста цен, правда, вызывают сомнения: с 1 января 2012 года в очередной раз будут повышены акцизы — соответственно, автоматически вырастает цена на бензин.
К тому же Путин требует не абы какое топливо в автозаправках, а качественное. А с этим тоже могут возникнуть проблемы. Нефтяные магнаты, как “выяснилось” из путинского разноса, выжимают последнее из месторождений и построенных в советское время НПЗ, износ которых достиг уже 70%. Но нефтяникам все равно: они гонят за рубеж непереработанное сырье. Эксперты подтверждают: российские заводы в массе своей из тонны сырой нефти получают примерно 140 литров бензина, а в США — свыше 450 литров. Отсюда — дефицит качественного топлива, рост цен.
Теперь за срыв модернизации нефтяники ответят прибылью. Уже все компании, как сообщил Шматко, подписали соглашения с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом. В этих документах прописаны санкции за срыв инвестиционных программ — вплоть до изъятия необоснованно полученной прибыли. Ее размер, по словам министра, будет определять ФАС. “Мониторинг будет проводиться каждый месяц, — рассказал Шматко. — Например, будем спрашивать компании: “Почему не заказали оборудование?”.
Но подписать мало. Между делом чиновник признал, что у нас нет ни одного предприятия, которое бы производило оборудование для нефтепереработки. “Придется заманивать пряниками иностранцев, чтобы они нам все сделали”, — вздыхает Шматко. Самые большие проблемы с модернизацией НПЗ, по его словам, у “Роснефти” и у “Газпром нефтехим Салават”.
Решить проблемы нефтепереработки “со следующего понедельника” не удастся: по экспертным оценкам, модернизация российских НПЗ будет стоить не менее 1 трлн рублей. К тому же для обновления большинство заводов надо остановить, и тогда страна останется без топлива. Тут и резервов может не хватить.