29 июня 2011 г. наш президент выступил с последним на его первом президентском сроке Бюджетным посланием. Говорил много и вроде бы по делу. Но все познается в сравнении. Если сравнить эту речь с последним Бюджетным посланием предыдущего президента, Путина, озвученным 9 марта 2007 г., оторопь берет. Окажется, что почти за четыре года президент Медведев не выполнил почти ничего, что “завещал” ему президент Путин.
Вот, например, что говорил четыре года назад президент Путин о налоге на недвижимость: “Необходимо принять главу Налогового кодекса РФ, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне”.
Напомним, законопроект о налоге на недвижимость прошел первое чтение аж в 2004 г. Правда, в том варианте никаких упоминаний об ощутимых льготах малообеспеченным гражданам не встречалось. С тех пор законопроект пылится на дальних думских полках. Не думая с них слезать.
А теперь послушаем президента Медведева: “Следует завершить подготовку к введению местного налога на недвижимость… При этом необходимо, чтобы введение нового налога… было социально приемлемым и осуществлялось с учетом сложившегося уровня доходов населения, не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан”.
Действующий президент дал наказ начать взимать этот налог в отдельных субъектах Федерации уже с 2012 г. Но не прошло и недели, как Минфин в жесткой форме отрезал, что это технически невозможно: нет соответствующей законодательной базы, в большинстве регионов отсутствует законченная кадастровая оценка объектов недвижимости, да и со льготами никак разобраться не могут.
Или вот другое путинское поручение: “Необходимо внести в Налоговый кодекс РФ поправки, направленные на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов”. Для справки: эти поправки ориентированы прежде всего на тех “капитанов бизнеса”, что очень любят гонять туда-сюда заготовки-полуфабрикаты внутри своих финансово-промышленных групп, многократно увеличивая себестоимость и попутно снижая налоговую базу по налогу на прибыль или НДС.
Наш президент также озадачен проблемой трансфертного ценообразования. Только за неполные четыре года пребывания у власти до решения этой проблемы у Медведева, видимо, руки не дошли. Потому он и говорит уже в своем Бюджетном послании: “Необходимо ввести в действие начиная с 2012 года новые правила регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях”. Интересно, кто эти правила будет разрабатывать, если Дума уже на каникулах, если не сказать — на выборах?
Едем дальше. Уходивший Путин был озабочен реформой системы социального и пенсионного страхования: “Преобразования в сфере налогообложения фонда оплаты труда должны осуществляться в увязке с реформой системы социального и пенсионного страхования”. Ну, не успел за собственные восемь лет. Бывает. Но, с другой стороны, “своему” поручает, не чужому.
А вот что говорит президент Медведев в своем последнем Бюджетном послании: “В 2012 году необходимо подготовить комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования”. Мало того, не кто иной, как наш президент заварил всю эту кашу с повышением ставки страховых взносов: ведь это он 24 июля 2009 г. подписывал тот самый ФЗ-212, по которому с нынешнего года бывший ЕСН подскочил с 26 до 34%.
Теперь говорит: “На 2012–2013 годы будут снижены ставки страховых взносов… с 34 до 30%, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций… — до 20%”. А где деньги взять? Нефтяников-газовиков трясти как грушу? Средний класс дополнительными взносами обложить? Акцизы на бензин-табак поднять?
Все это, конечно, проще, чем заняться страховыми льготниками (нынче полную ставку в 34% уплачивают лишь 49,2% взносоплательщиков). Реанимировать закон о профессиональных пенсионных системах: в последние годы на пенсию до 40 выходят 34% бывших работников (в то же время взносы за них уплачивались как за простых смертных). Прекратить кошмарить негосударственные пенсионные фонды: по итогам I кв. 2011 г. НПФ посмели аккумулировать 263,7 млрд. рублей пенсионных накоплений, или более четверти дефицита ПФР.
Вот ведь как: уходивший Путин не меньше нашего был озадачен инновационным путем развития экономики: “В настоящее время требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, в том числе системы администрирования, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития”.
Но так и президент Медведев постоянно говорит о том же, например, в крайнем Бюджетном послании: “Необходимо последовательно устранять те элементы налоговой системы, которые препятствуют инновационному развитию”. Не правда ли, похоже? Разница в том, что между этими двумя высказываниями — пропасть в четыре года.
И таких “случайных” совпадений в двух бюджетных посланиях более чем достаточно, уверяю. Как будто под копирку писали, не забывая лишь слова местами менять.
Так что же получается? А получается, что за четыре года правления президента в экономике и социалке страны практически никаких позитивных изменений не произошло. Нет, с острой фазой кризиса мы с немалой выгодой для кого-то справились, пенсии нефтегазовыми деньгами приподняли, отток капитала упорядочили. А дальше — тишина. Управляемость страной стремительно теряется, бизнес и силовики дружно плюют на “диктатуру закона”, коррупцию со ржавой государственной посудины уже не соскрести — дырка будет. К тому же из БРИКС нас фактически исключили — не по чину место, голытьба нефтегазовая.
Что с того, что наш президент за этот текст обидится? На себя пусть обижается. Нам, как говорил таможенник Верещагин из фильма “Белое солнце пустыни”, не за себя, “за державу обидно”.