Президент подготовил завлекательный приз — масштабную приватизацию, в ходе которой государство намерено расстаться с контрольными пакетами акций крупнейших российских предприятий и банков. За что надеется выручить только в ближайшие 3 года до $30 млрд.
Большая распродажа госактивов — знаковый политический шаг. На вчерашней конференции “Ренессанс Капитала” помощник президента Аркадий Дворкович подчеркнул, что чем меньше чиновников в компаниях, тем лучше госрегулирование. Курсы акций АО уже не будут зависеть от высказываний того или иного госруководителя, а только от рыночных условий. Но самое главное, по Дворковичу, — это формирование новых правил жизни, причем независимо от того, кто будет баллотироваться в президенты. По его словам, новая партия власти в лице широкой коалиции выполнит все приватизационные обещания. Так что стоит поторопиться с вкладами.
Но иностранные инвесторы не спешат. Видимо, потому, что прислушиваются к своим экспертам. Например, к профессору политологии Калифорнийского университета Даниэлю Трисману, известному крылатой фразой: “Распил обходится экономике дешевле, чем взятки!“
Вчера Трисман предупредил, что после выборов в России вместо стабильности может случиться “паралич” власти. По его мнению, в стране углубляется разрыв между быстро модернизирующимся гражданским обществом и погрязшим в коррупции государством. В частности, если в 2000 году только 6% российских семей обладали компьютером, то в 2010-м — уже 54%. 76% выпускников школ поступают в вузы. В прошлом году 39 млн. человек пересекали госграницу: это в 10 раз больше, чем 10 лет назад. Наконец, за границей сейчас обучается в три раза больше российских студентов, чем в 2000 году. И, наоборот, “с приходом Путина число чиновников выросло на две трети и в два раза вырос объем взяток”. Добавим еще, что с 2003 по 2010 годы госсобственность увеличилась в 2,5 раза. То есть при Путине государство все хватало, а при Медведеве зачем-то хочет расстаться со своим добром. Не случайно Трисман напомнил о делах Ходорковского и Магнитского, из-за которых зарубежные инвесторы боятся “экспроприации”.
Фактически жирную точку в инвестдискуссии, сам того не заметив, поставил председатель совета директоров PFC Energy Робинсон Вест: “Иранского шаха сверг не Хомейни, а инфляция”.