Россиян оторвут от “сиськи”

К чему приведет запрет на продажу пива в пластиковых бутылках?

Госдума обсуждает очередную порцию поправок к закону об обороте алкогольной и спиртсодержащей продукции. Если они будут приняты, выпуск пива в пластиковых бутылках с 1 января 2013 года окажется под запретом. А ведь в пластик упакована примерно половина всего пенного напитка, выпускаемого в стране. Что будет с ценами и станем ли мы пить меньше?

К чему приведет запрет на продажу пива в пластиковых бутылках?
Рисунок Алексея Меринова

Пластиковые бутылки, в народе именуемые “сиськами”, значимая часть российской экономики: один только рынок упаковки оценивается в $1,5 млрд. На Россию приходится около 2/3 всей ПЭТ-тары, производимой в мире, и после запрета на ее использование убытки выпускающих предприятий могут составить $450 млн. в год. Крупные производители, естественно, выкрутятся, пусть и с потерями, а вот мелким игрокам рынка придется несладко. Однако простым потребителям, конечно, важнее их собственные предполагаемые убытки. Ведь при продаже в розницу стоимость пива в ПЭТ оказывается ниже бутылочного на 15% — большими объемами (а “сиську” можно найти и 5-литровую) все, как известно, продается с уценкой. Разработчики законопроекта не только рассчитывают, что нас задушит жаба и мы станем меньше потреблять, но и озабочены “гармонизацией законодательства в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана”. Казахи ПЭТ-тару не используют, а значит, теперь под них должны подстроиться и Россия с Белоруссией.
Нужно ли отменять пластиковую тару? Мнения опрошенных “МК” экспертов и участников рынка разделились.

ЗА

Главный научный сотрудник Московского научно-практического центра наркологии Владимир НУЖНЫЙ:

— Действительно лучше, если пиво будет продаваться в пол-литровой или более мелкой таре. Ведь продавая человеку этот напиток в большом объеме (а ведь есть и 5-литровые пластиковые тары), пивовары побуждают его к допиванию. Потребитель просто выпьет лишнее. Надо сказать, что во всем цивилизованном мире такая тара не используется. Этот запрет связан вовсе не с ее токсичностью (данных об этом нет), а производится в рамках антиалкогольных кампаний. И все-таки оптимальный способ потребления пива — в разлив, из кружек.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной стратегии Павел ШАПКИН:

— Емкости меньше — и пить будут меньше. Если потребление пива в результате этой меры, а также роста акцизов и прочих мероприятий упадет хотя бы на 3 млрд. литров с нынешних десяти, будет просто замечательно. Пиво в бутылках и алюминиевых банках, я считаю, будут покупать менее охотно — их тяжелее нести, да и обойдется дороже. Зато купив пластиковую бутылку, человек ее точно сразу опустошит — жалко оставлять, испортится. А если недопито бутылочное пиво, оставшиеся бутылки вполне можно убрать в холодильник и потребить потом. Бутылочное и баночное пиво при этом дорожать не будет — на рынке возникнет больше конкуренции из-за отказа от пластика. Впрочем, те, кто сейчас специализируется на пластиковой таре, весьма вероятно, уйдут с рынка.

ПРОТИВ

Дмитрий ЛЯХОВСКИЙ, директор красноярского пивоваренного завода “Баварское пиво”:

— Ничего плохого в пластиковой таре не вижу, тем более что она в отличие от стекла или алюминиевых банок легко перерабатывается. Странно также, что законодатели предусмотрели вариант, когда пиво не выпускается расфасованным в ПЭТ-тару, а разливается в нее при покупке в розницу. Как быть нам и таким, как мы?

Директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим ДРОБИЗ:

— Продавая россиянам пиво в пластиковой таре, производители приучили нас к потреблению в больших объемах. С 1995 по 2007 год оно увеличилось с 15 до 81 литра на человека в год. С 2008 количество любителей пенного напитка, правда, начало падать в связи с демографической ямой, кризисом, а затем и ростом акцизов. Но тем не менее население привыкло пить много пива. В результате запрета на ПЭТ не упадет ни производство, ни потребление: если пиво будет доставаться на 10—15% дороже, народ отнесется к этому спокойно. Депутаты наивно полагают, что пить станут меньше. Не будут, объем тары не влияет на желание выпить. Пиво все равно останется самым дешевым алкоголем. Ориентировочно магазины 75% напитка будут реализовывать в стекле, остальное — в алюминии. Поднимет голову и разливное пиво — запрет ПЭТ-тары даст пинок этому сегменту.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру