— Надпись будет видно издалека, — расхваливают свою идею в министерстве. — Она будет располагаться прямо спереди бутылки, и ее размер будет не менее 20 процентов этикетки. Фраза должна быть написана прописными буквами, четким, жирным, легко читаемым, максимально крупным шрифтом.
Новый документ тут же вызвал массу споров. Черная рамка, кстати, всем напоминала ту, что появилась с этого года на каждой пачке сигарет. Но если с табачными изделиями все более-менее понятно (их вред является бесспорным фактом), то со спиртным возникла коллизия. Ведь многие доктора убеждены: в умеренных дозах алкоголь не вреден, а даже полезен. Написано немало книг по винотерапии, лечению хорошим коньяком и настойками...
— О том, что должны быть предупреждающие надписи, говорил президент, и с этим никто не спорит, — поясняет исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции Кайрат Жангозин. — Но мы убеждены, что надпись должна быть не на этикетке, а на контрэтикетке (сзади бутылки). И фразу стоит изменить. Говорить, что алкоголь вредит, не совсем корректно. Все ведь зависит от дозы, от того, кто пьет. Вот сейчас на контрэтикетках внизу маленьким шрифтом написано, что алкоголь противопоказан беременным, несовершеннолетним, людям с заболеваниями центральной нервной системы, его нельзя употреблять тем, кто садится за руль, и т.д. Может, этот текст увеличить и взять в рамку?
Кроме того, по словам экспертов в области алкогольной промышленности, непонятно, как быть с импортным спиртным. Должна ли быть на нем такая пугающая надпись? Если да, то многие заморские производители (особенно элитных вин, коньяков) могут прекратить поставлять свою продукцию в РФ. Если нет, то россияне станут отдавать предпочтение иностранному спиртному, на котором нет черной рамки. И упадет спрос на отечественное... И вообще, ни в одной европейской стране не пишут на бутылках о вреде употребления алкоголя. В большинстве государств нет и надписи, предупреждающей о негативном воздействии чрезмерного употребления спиртного. Подразумевается, что люди, купившие его, сами прекрасно об этом знают.
Есть в новом техрегламенте и моменты, которые понравятся всем потребителям. Так, например, впервые в одном документе приведены фактически все известные виды спиртного и подробные требования к ним. Уточнено, чем водка анисовая отличается от фруктовой, медовой и т.д. Одних только разновидностей вин приведено больше двух десятков. Например, вино молодое в соответствии с техрегламентом должно быть продано в течение 90 дней с момента завершения процесса брожения, коллекционное — с выдержкой не менее трех лет, а для ликерного главное не сроки, а крепость (строго от 15 до 22 градусов) и изготовление по спецтехнологии. В регламенте даны точные составы таких напитков, как пунш, глинтвейн, кальвадос, пуаре, сидр и т.д. В итоге производителям волей-неволей придется придерживаться требований и они не смогут добавлять в продукцию что-то, кроме разрешенных ингредиентов. И, покупая в магазине пунш, россияне смогут быть уверены, что это именно он, а не какой-то странный напиток, названный так ради красного словца.