Надо полагать, на том и порешили.
А теперь буду говорить прямым текстом.
Дорогие россияне, не ждите никаких улучшений в ЖКХ. Их не будет.
Жилищно-коммунальные кардиналы переждут публичную шумиху, после которой вновь “все будет, как при бабушке”. Степень криминализированности и безнаказанности в системе достигла такого уровня, что все потуги власти по реформированию ЖКХ становятся бессмысленными лозунгами. А некоторые эпизоды, такие, например, как кампания по созданию московских, да и не только московских, ТСЖ с целью разворовывания бюджетных средств, и вовсе станут аферами века.
По состоянию на начало 2007 г. в Москве функционировало 3493 ТСЖ и ЖСК. Немного, если учесть, что в столице насчитывалось порядка 32 тыс. жилых зданий. В 2007 г. при разработке городской целевой программы капремонта жилых домов на 2008—2014 гг. (всего по программе предполагалось отремонтировать 13 800 домов) остро встал вопрос о контроле за выделяемыми бюджетными средствами.
Ремонтировать надо, но пускать процесс на самотек команда прежнего мэра не захотела. 22 мая 2007 г. вышло постановление правительства Москвы №398-ПП “О программе поддержки и развития товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007—2009 годы и задании на 2010 год”. Пункт 4.1 программы обязывал Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы производить оплату расходов на проведение мероприятий по организации ТСЖ, а также выпуск информационных материалов и методических пособий, “разъясняющих необходимость создания” товариществ.
В 2007 г. на эти цели было предоставлено 179,6 млн. бюджетных рублей, а всего за 2007—2009 гг. на программу выделялось 800 миллионов. Не на капремонт, а только на создание ТСЖ. На расчетные счета которых должны были поступать деньги на проведение капремонта.
Приложение 2 к программе четко устанавливало количественные ориентиры: с 2007 по 2010 г. включительно в Москве нужно было зарегистрировать 13 685 ТСЖ. Иными словами, к 2011 г. половина жилой недвижимости должна была реорганизоваться в ТСЖ. Видимо, по случайному совпадению без малого столько же, сколько домов предполагалось капитально отремонтировать. И работа закипела нешуточная.
Крайними, как всегда, оказались работники управ и государственных инженерных служб (ГУ ИС) районов. На эти структуры были спущены планы по организации ТСЖ, при этом “планировщиков” абсолютно не волновало, какими способами эти ТСЖ будут создаваться. В результате при проверках собственники жилья не узнавали своих подписей, недоумевали по поводу каракулей годовалых младенцев, возмущались наличием автографов усопших. Только на одной Якиманке было выявлено более сорока липовых ТСЖ, в районе Аэропорт из 67 созданных ТСЖ 28 возглавлялись работниками местной ГУ ИС, а в районе Беговой бывшая директор ГУ ИС руководила сразу аж пятью (!) ТСЖ, перечисляя жилищные субсидии и средства на капремонт домов фактически сама себе.
Показательно, что как только капремонт в этих домах заканчивался и деньги, соответственно, “осваивались”, ТСЖ волшебным образом испарялись. Некоторые банкротились, другие ликвидировались, а иные и рады были бы передать дела, да не могли поучаствовать в процессе в силу объективных обстоятельств — потоп (пожар, землетрясение) случайным образом уничтожал всю документацию.
Экономическая публицистика должна отвечать на главный вопрос, волнующий общество: сколько? Сколько было потрачено и, предположительно, украдено при проведении капремонтов?
В 2008—2011 гг. сумма ежегодно выделяемых на капремонты городских средств составляла в среднем 40—50 млрд. рублей (плюс 800 миллионов на организацию ТСЖ). Например, в 2008 г. было запланировано отремонтировать до 1800 жилых домов при финансировании из бюджетных источников в 40 млрд. рублей. В среднем по 22,2 млн. рублей на каждый дом (вспомним коммунальный анекдот про миллион).
Не так давно президент Медведев заявил, что при ежегодном проведении госзакупок на общую сумму в 5 трлн. рублей “объем воровства можно снизить на триллион рублей”. Триллион, или 20% от объема, — это то, что ни в какие ворота не лезет.
Если проецировать президентский алгоритм вычисления на московские капремонты, то можно предположить, что из приблизительно 200 млрд. рублей, потраченных в последние годы на капитальное обустройство жилья, было растащено не менее 40 миллиардов. Впрочем, учитывая патологическую приверженность многих чиновников к воровству, можно смело говорить, возможно, и о 100 миллиардах, украденных из бюджета.
Таким образом, схема ТСЖ-аферы непритязательно проста. Сначала нужно наполнить рублевым содержанием бюджетный ориентир на проведение капремонта. Затем для получения контроля над выводом ресурсов организовать поддельные ТСЖ, которым (в полном соответствии с Жилищным кодексом) передать полномочия по распоряжению деньгами. После чего от имени ТСЖ и, конечно же, по итогам “конкурса” заключить договор с родственной организацией-подрядчиком, получив оговоренную мзду. Наконец по окончании жизненного цикла финансовой схемы ликвидировать ТСЖ, на что, кстати, сегодня также выделяются бюджетные деньги. Говорят, чуть ли не по 60 тыс. рублей за каждое организационно уничтоженное товарищество.
Кто ответит за растрату бюджетных средств? Почему в Москве прокуратура и соответствующие подразделения МВД так и не начали тотальные проверки ТСЖ? До каких пор общество будет внимать пустым лозунгам о наведении порядка в системе ЖКХ?
…Недавно премьера Путина “пробило” на жилищно-коммунальную ностальгию — национальный лидер вспомнил отца, снимавшего показания электросчетчика. “Это копейки были, но он каждую копеечку выписывал, каждый киловатт и вовремя всегда осуществлял эти платежи. И это было важно для семьи, понимаете?.. Это жизнь, это реальная жизнь рядовой семьи, и мы никогда не должны забывать об этом”.
“Копеечки” говорите, Владимир Владимирович?
Может, тогда это и были копеечки, но за время Вашего президентства в 2000—2008 гг. стоимость электроэнергии (в квартирах без электроплит) увеличилась в 4,2 раза, сетевого газа — в 5,3 раза, отопления — в 9,4 раза, а водоснабжения и канализации — в 9,5 раза!
Дополнительный вклад в рост тарифов со стороны липовых ТСЖ и управляющих компаний, как и возрастание экономической наглости, статистическому учету не поддается.
Зарплаты и пенсии также росли, но ощутимо меньше: среднемесячные номинальные начисленные заработные платы увеличились в 7,8 раза, а назначенные пенсии — в 6 раз. Но и это цифры лукавые. Реальные же зарплаты и пенсии, отражающие изменение цен на потребительские товары и услуги, возросли всего в 2,8 раза по зарплатам и 2,2 раза по пенсиям.
Такова истинная цена российской стабильности.
Вот такая получается “реальная жизнь рядовой семьи”, Владимир Владимирович.
И если Вы понимаете, сколь важны жилищно-коммунальные расходы для “рядовой семьи”, примите принципиальное решение — заморозьте тарифы на услуги ЖКХ хотя бы на три года. В память о Вашем отце.Никита Кричевский.