ФАС пережимает трубу

Нефтяные компании потеряют деньги и на топливе, и на штрафах

В первой половине апреля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассмотрит очередные дела против крупнейших отечественных нефтяных компаний, которые снова обвиняются в завышении цен на нефтепродукты. Но даже административный ресурс, похоже, не удержит цены на бензин от повышения.

Нефтяные компании потеряют деньги и на топливе, и на штрафах
Рисунок Алексея Меринова

В апреле на нефтяников, завышающих цены на бензин, обрушится третье цунами штрафов. Это дал понять замглавы ФАС Анатолий Голомолзин на вчерашней пресс-конференции. В первой половине месяца служба рассмотрит дела против “Роснефти”, ЛУКОЙЛа и “Газпром-нефти”. Участница первых двух “волн” — “ТНК-ВР” на этот раз в список не попала. Представитель антимонопольного ведомства напомнил, что общая сумма штрафов по первой и второй “волнам” составила 15 млрд. рублей. В 2011 году ФАС ожидает поступления в казну 10 млрд., причем большая часть из них “уже перечислена”.

Но это не спасло нефтяные корпорации от нового удара. Причина — поручение премьера Владимира Путина, которое он дал ФАС в начале февраля: “незамедлительно начинать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо”. Нефтекомпании поспешили заверить всех, что цены снизили, но антимонопольщики все равно взялись за дело.

Тем временем бензин потихоньку продолжает дорожать. На АЗС это пока незаметно, но оптовые цены снова двинулись вверх. Причина — в высоких ценах на международном рынке. Эксперты прогнозировали, что мировые нефтецены притормозят, но этого не произошло. В итоге уже больше месяца внутренние цены на бензин и дизельное топливо отстают от экспортных. Как в такой ситуации поступят нефтяники? Варианта два: или поднимать внутренние цены до уровня экспортных, как они уже делали в начале 2010 года, или сосредоточиться на более прибыльной сейчас продаже топлива за границу, урезав внутренние поставки. В этом случае на рынке образуется дефицит бензина, что в итоге также приведет к повышению его в цене.

Впрочем, ФАС намекает нашим нефтяным гигантам на третий путь — ничего не менять, но сдерживать внутренние цены. В свое время экспортеры настаивали, что справедливо будет, если обе части, из которых складываются их доходы (то есть от экспорта и внутренних поставок), окажутся равными. Но теперь Анатолий Голомолзин сказал, что кратковременные отступления от такого равновесия вполне допустимы. Так что едва ли рыночная ситуация будет расценена ФАС как уважительная причина для поднятия цен.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру