Пока японцы были благополучными и преуспевающими, я, честно сказать, была уверена, что отдавать ничего не надо. С какой стати? Острова наши. Мало ли кому и когда они отходили-переходили. Важно, что сейчас они у нас, а свое — оно и есть свое, на что-нибудь да сгодится, и нечего земелькой разбрасываться, это против государственных интересов.
Но из-за землетрясения и цунами все изменилось. Рядом с апокалипсисом государственные интересы кажутся настолько мелкими, что о них даже совестно заикаться. А вот японцев жалко до слез. Все их благополучие разбилось вмиг, как упавшее на пол блюдце. Больше десяти тысяч погибших, и невозможно даже сосчитать, сколько точно, потому что люди уходили из жизни семьями, домами, улицами. Астрономические потери для маленькой страны. А сколько разрушено зданий, коммуникаций, магистралей! Конечно, они это все потом восстановят. Они же работящие. Но будет и то, что восстановить не удастся. Мертвые зоны вокруг атомных станций, зараженные радиацией. По тридцать, пятьдесят, восемьдесят километров.
У Японии и так очень небольшая территория, а теперь она в реальности станет еще меньше.
Зато у нас территория огромная. Ни конца, ни края. 17 миллионов 75 тысяч 400 кв. км. Четыре острова, которые могут помочь японцам справиться со страшным ударом, занимают 6 тысяч кв. км. 0,035% от наших миллионов.
Жалко расстаться с 0,035%? Взяли бы и пожертвовали их на благотворительные цели. Нельзя никак?
Человечество живет так, будто главная цель его существования — запихать в себя побольше твердых, осязаемых кусков. Денег, земли, нефти, газа — всего. Захватить, запихать, выставить по бокам охрану, никому ничего не давать и рычать басом: “Мое-е-е”.
Но разве в этом наше предназначение? Чтоб исполнять столь несложную миссию, человеку не надо быть человеком. Достаточно быть животным, примитивно устроенным, питающимся себе подобными.
Но люди-то устроены вовсе не примитивно. Человек — настолько сложное создание, что мы сами до конца не знаем, как и что в нас работает. Зачем нам быть восхитительными, совершенными “венцами творения”? Для чего? Чтоб запихивать в себя куски?
Экономический кризис, глобальное потепление, революции на Ближнем Востоке и теперь эта жуткая катастрофа на японских атомных станциях, которая развивается бесконтрольно и никто не знает, что с ней делать, — сигналы того, что пора заканчивать запихивание. Личные амбиции политиков, демонстрация и применение силы с политическими и экономическими целями, гонка вооружений, всеобщая погоня за материальным преуспеянием — это все из уходящей эпохи. Эпохи господства одних людей над другими. Эпохи детства человечества.
Новая эпоха будет совсем другой. Более взрослой. Более разумной. Более человеческой. И она уже прорастает, эта новая эпоха. Уже дает первые побеги — Интернет, бурное развитие науки и техники, невероятная технологизация медицины, глобализация производства, широкая критика существующих политических систем — западных и восточных, капиталистических и социалистических.
Если Россия сейчас отдаст Японии острова, она возглавит прорыв из старой эпохи в новую. Это будет первый предпринятый на государственном уровне шаг отсюда туда. Первый пример того, что не надо запихивать все себе в задницу. Потому что человечество не для этого создано. У него есть дела поважнее.