Напомним, что первый раз власти озаботились долгосрочным экономическим прогнозированием в 2006 году. Тогда президент Владимир Путин впервые дал правительству соответствующее поручение. Высочайшее указание выполнялось ни шатко ни валко два года. И 17 ноября 2008-го КДР, или Стратегия-2020, была утверждена. Ее некоторые положения напоминали планы построения коммунизма. Судите сами: “Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до $3200”. “Средний уровень обеспеченности жильем составит к 2020 году 30—35 кв. м на человека, или около 100 кв. м] на среднестатистическую семью”. Напомним, что, по данным на конец 2010 года, средняя обеспеченность жильем в РФ — около 20 кв. м на человека, а среднемесячная зарплата — около $700.
Другое дело, что грандиозные планы нужно было корректировать: в ноябре 2008-го в России уже свирепствовал кризис. По итогам 2008 года среднемесячная зарплата после “плавной девальвации” рубля опустилась до $500, а застывшие стройки наглядно демонстрировали перспективы жилищного строительства. Все силы правительства были брошены на борьбу с кризисом. Президент Дмитрий Медведев дал указание притормозить с выполнением КДР-2020 до его окончания. Бессмысленное в сложившихся условиях принятие отраслевых и региональных программ развития (зачастую несогласованных между собой) прекратилось.
Тем не менее о долгосрочном развитии не забыли. В августе 2009 года правительство поручило Минэкономики коррекцию программы КДР-2020. Чиновники управились за 1,5 года. Однако результат их работы, обнародованный 10 февраля, верховную власть, видимо, не устраивал. Потребовалась помощь экспертов-экономистов. При Минэкономики была образована 21 экспертная группа (всего почти 180 человек). В январе 2011-го “высоколобые” эксперты приступили к работе. А 16 февраля эксперты встретились с премьер-министром Владимиром Путиным, получили ценные руководящие указания и обсудили направления работы.
Стремление привлечь к разработке стратегии развития лучшие экономические умы России похвально. Но оно, видимо, запоздало. Потому что проект Стратегии-2030, явленный “граду и миру” в середине февраля, демонстрирует серьезное ухудшение по всем параметрам по сравнению с КДР-2020 (см. таблицу). В таблице приведено сравнение КДР-2020 с оптимистичным (инновационным и по терминологии Минэкономики) вариантом развития Inn2. Есть еще и энергосырьевой вариант прогноза-2030, ставящий целью бездефицитность бюджета. Цель достигается к 2015 году, но ценой сокращения средних темпов роста ВВП с 4,0% до 2,5%. Что не позволит правительству осуществить до 2020 года программу перевооружения армии (на это нужно 19 трлн. руб.). Вряд ли правительство пожертвует безопасностью ради сбалансированности бюджета, поэтому всерьез нужно рассматривать только прогноз Inn2. И не нужно быть экспертом-экономистом, чтобы разглядеть и в нем мрачное будущее. Судите сами. По прогнозу-2030, номинальная начисленная среднемесячная зарплата к 2020 году предполагается на уровне $1400 (в КДР-2020 было $3200 в номинальном выражении и $2700 в реальном). Таким образом, государство не собирается бороться с бедностью и стимулировать внутренний спрос.
На самом деле средняя зарплата до 2020 года останется на нынешнем уровне покупательной способности. Потому что инфляция доллара в России (с учетом массы необеспеченных долларов, эмитированных в США для борьбы с кризисом и эффекта укрепления рубля) вряд ли составит меньше 10% в год. Что за 10 лет даст снижение покупательной способности доллара в России на 100%, или в 2 раза. Не углубляясь в высокую теорию, просто сравните, сколько вы могли купить на $100 в 2000 году и сколько в 2010-м. Помнится, 10 лет назад на $100 в Москве можно было с трудом, но прожить целый месяц. Попробуйте-ка сделать это сейчас! При таком снижении покупательной способности доллара рост номинальной зарплаты вдвое за 10 лет — фикция.
Далее, жилье: в прогнозе-2030 говорится: “Инвестиции в основной капитал за период 2010—2030 годов возрастут в 3,9 раза. Основной вклад в рост инвестиций будет обеспечивать увеличение вложений в недвижимость (рост в 5,5—6,0 раза), при этом объем ввода жилья к 2030 году может возрасти в 3,5 раза”. Казалось бы, неплохо. Однако об обеспеченности жильем в документе ничего не сказано. С учетом того, что в природе существует не только ввод жилья, но и его вывод (из-за ветхости), можно рассчитать, что даже при реализации оптимистичного сценария правительства обеспеченность россиян жильем к 2030 году едва-едва будет дотягивать до указанных выше параметров предыдущей Стратегии-2020. Причем все это жилье, видимо, планируется строить после 2020 года. То есть, государство не собирается в ближайшее время решать жилищную проблему.
Но если так, то на что же пойдут государственные деньги помимо перевооружения армии? Правительство обещает нам, что “расходы на здравоохранение возрастают до 5,9% ВВП в 2020 году и до 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование соответственно до 6,4% и 6,8% ВВП. Возрастают расходы на науку — до 3,0% ВВП в 2020—2030 годах”. Также предполагаются инвестиции в инфраструктуру, в частности в строительство дорог.
В этом составители документа видят инновационность развития. Но можно увидеть и другое: не от хорошей жизни. Не будет большим преувеличением сказать, что указанные сферы находятся на грани развала. Взять образование: более 80% выпускников российских школ поступают в вузы — формально это образованные люди. Но о качестве дипломов можно судить по проведенному 7 февраля ВЦИОМ социологическому опросу: оказалось, что 32% опрошенных не знают, что Земля вращается вокруг Солнца. О ситуации в здравоохранении говорит тот факт, что 25% посмертных (при вскрытии) диагнозов расходится с прижизненными. Ну а про состояние дорог и цифр приводить не надо — достаточно просто посмотреть в окно.
Но самой большой проблемой является демографическая и пенсионная. О “дефиците рабочей силы” говорится и в Стратегии-2030. А о ситуации с пенсиями лучше всего сказано в докладе агентства Standard&Poor's “Старение населения-2010: неоспоримая истина”. О России в нем сказано: “Госрасходы, связанные со старением населения, к 2050 году вырастут с 13% до 25,5% ВВП, а чистый долг достигнет 569,9% ВВП. Дефицит консолидированного бюджета России при таком сценарии должен вырасти в 10 раз, с 4,8 до 48,7%”.
Таким образом, мы имеем заколдованный круг: пожилых в расчете на одного кормильца становится все больше. Поддержание их здоровья и выплата им достойной пенсии заставляют повышать налоги (как это уже сделано с 2011 года). Повышение налогов приводит к ухудшению делового климата и к коррупции (потому что бизнес начинает не платить в бюджет, а откупаться). Ухудшение делового климата приводит к бегству из страны капитала и людей трудоспособного возраста. Что еще больше увеличивает количество пожилых, приходящихся на одного работающего. Что заставляет еще больше повышать налоги, и. т.д. — на колу мочало, начинай сначала. И такая ситуация продлится как минимум до 2020 года, когда начнет сказываться повышение рождаемости после введения “материнского капитала”. Необходимость одновременно инвестировать в образование, инфраструктуру и армию превращает замкнутый круг в нисходящую спираль: темпы роста ВВП, согласно прогнозу-2030, к концу периода затухают. А госдолг, наоборот, растет в 3 раза: с нынешних 10% ВВП до 30% ВВП. Что и понятно: подушку безопасности, резервы, за 3 года кризиса бюджет успешно проел. Денег нет — нужно занимать.
И нефть-кормилица уже не выручит. Во-первых, из-за инфляции доллара она в реальном выражении уже столько не стоит. А во-вторых, она заканчивается: две трети российских месторождений выработано на 70% и более. Теперь нужно либо масштабно инвестировать (на что нет денег), либо снижать добычу и дальше.
В целом до 2030 года ничего хорошего нас не ждет. Вся надежда — на высоколобых экспертов Минэкономики. Придумать выход они должны до осени.