ДАТА ГОДА
150 лет со дня рождения писателя Чехова, трудами которого усердно продолжают кормиться многие поколения режиссеров, артистов и прочего творческого люда. Однако мало кто из них креативно подошел к юбилею кормильца — за всех на совесть поработал Чеховский фестиваль, заказавший режиссерам с мировыми именами новые постановки по Чехову. Да Бахрушинский музей с уникальным выставочным проектом “Чехов”. Спасибо им.
ФИЛЬМ ГОДА
“Как я провел этим летом” Алексея Попогребского, получивший на Берлинале аж двух “Серебряных медведей” — за лучший актерский дуэт и за выдающееся мастерство оператора. То, что награды Берлинале явно не просто удача, подтвердил несколько месяцев спустя фестиваль Лондонский, на котором фильм и вовсе был признан лучшим. Столица Великобритании собрала в одной программе сразу все фестивальные хиты этого года, включая Каннскую и Берлинскую программу. Тем ценнее победа.
ЗАКОН ГОДА
Принятие закона “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения” — настоящий триумф РПЦ над музейным сообществом. Искусствоведы сопротивлялись готовящемуся документу как могли: призывали общественность к решительным действиям, устраивали “круглые столы”, пресс-конференции — все тщетно. Отныне и вовеки: вся недвижимость религиозного назначения, принадлежащая музеям, отходит религиозным организациям. Первым “выкидышем года” стал филиал исторического музея “Новодевичий монастырь”. И никакие заслуги научных сотрудников, сохранивших богатство монастыря, не помогли — филиал ГИМа переселили в Измайлово. Дырки линолеума на полу подлатали и на подштукатуренные стены повесили шедевры старины глубокой!
ПАМЯТНИК ГОДА
Лучшая реклама — это антиреклама, доказал осенью президент Академии художеств Зураб Церетели. Как ни кричали, что пора сносить 96-метровый памятник Петру I, а он, красавец, все стоит. Зато народ от отставки мэра отвлекли и от катастрофических последствий удушливого лета.
ПОЖАР ГОДА
Случился в реставрационном центре им. Грабаря. Столичные власти бросили все силы на тушение: пожарные залили здание пеной, а вертолеты тоннами таскали воду из Москвы-реки. Во время тушения погибли двое пожарных. Множество произведений пострадало от воды. Директора центра Владимирова уволили несмотря на то, что ему удалось “выбить” помещение на Варшавке. А здание-погорелец на улице Радио все же решено восстановить — на это выделили 30 млн. рублей. Маловато для единственного реставрационного центра.
СКАНДАЛ ГОДА
Серьезные обвинения в растлении несовершеннолетних, выдвинутые против Плетнева в Таиланде, никак не помешали Михаилу Васильевичу сохранить на родине титул короля классической музыки. Газеты хотя и сотрясали воздух ужасающими заголовками, но те, на кого эти заголовки могли повлиять, в консерваторию не ходят, а те, кто ходит, — продолжают благоговеть пред светлым образом мастера… И никого ничего не смущает.
РАСКОЛ ГОДА
Конфликт внутри Союза кинематографистов дошел до предела: самые активные критики и одновременно едва ли не единственные дееспособные его члены самоустранились из СК. Более того, проморгали один судьбоносный проект — о разделении большей части господдержки между восемью “крупными” продюсерами. По нему выходит, что через какие-то пару лет лицом российского кинематографа станет “согласованный попечительским советом Фонда кино перечень кинопроектов социально значимой тематики”. Как этот проект расколет российских зрителей с российским кино, нам еще предстоит увидеть.
ПОСТУПОК ГОДА
Актер МХТ им. Чехова Михаил Трухин лично написал письмо губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко. Для себя ничего не просил, а попросил наконец подумать о Петербурге, месяцами дороги не убирают от льда и снега, и петербуржцах, которых убивают сосульки. Уважение вызывает порыв артиста, выступившего не в компании, что всегда легче и безопаснее при общении с властью. Мы бы с таким пошли в поход и в разведку.
ОТКРЫТИЕ ГОДА
Дом фотографии на Остоженке наконец отреставрировали, в связи с чем фотографическая монополия вышла из берегов. Теперь у директора Мультимедийного арт-музея (так теперь называется МДФ) Ольги Свибловой наполеоновские планы. Свиблова собирается запустить конкурс “Золотая камера”, открыть еще больше выставок, чем в прошлом году (тогда их было 25).
СНОС ГОДА
Снос дачи Муромцевых. Век назад здесь Иван Бунин впервые увидел свою будущую супругу — Веру Муромцеву, а спустя полвека с лишним здесь жил и работал Веничка Ерофеев. Память эту хранили последние жители дачи Муромцевых. После неудачных попыток местных властей отнять участок официальным путем в доме случился пожар. Жители, ночуя в бытовках, продолжали охранять остатки дома. Но вскоре приехали бульдозеры, и дом вместе с садом сровняли с землей. Родственникам чиновников, которые год назад с сытым видом комментировали ситуацию “как неверно понятую”, рекомендуем: подарите им на Новый год совесть!
КРИТИКА ГОДА
Еще никогда Никита Михалков не слышал в свой адрес столько критики, сколько в 2010-м. Блогеры вовсю издевались над рекламным слоганом “Утомленных солнцем-2”, критики — над самим фильмом. Про остальные дела Михалкова (мигалки, “Право и правда”, один процент, стройки) и напоминать стыдно. Оборону НСМ держит исключительно шутками, а то и вовсе молчанием. Презрительным или раскаивающимся — сквозь усы не разберешь.
ДОЛГОСТРОЙ ГОДА
Замороженная реконструкция-стройка новой сцены “Геликон-оперы” в “бедном дворике” по Б.Никитской, 19/16, “переехала” на 2011-й: все ждут решения Собянина. С одной стороны, прекращать стройку ущербно для бюджета, с другой — не хочется гладить “против шерсти” Архнадзор, рискующий на “Геликоне” перегнуть палку со своей “бескомпромиссностью-принципиальностью”. Ведь в России чрезмерный пиар опасен — уважают, пока ты в андеграунде, а не заручаешься подписями лиц, чья репутация сомнительна для культуры.
НОРМА ГОДА
Леонид Парфенов выступил на премии Листьева с зубодробительной речью, разоблачив практически все политическое ТВ. Но ему мало кто поверил — на телевидении столько циников! А человек просто-напросто высказал то, что думает, что наболело. Демократы тут же назвали эту речь подвигом. Это же насколько надо было скукожиться от страха либо слепо ненавидеть Кремль, чтобы нормальные слова так возвеличить.
КНИГА ГОДА
Роман о Толстом “Бегство из рая” Павла Басинского, получивший первую премию “Большая книга”-2010. Павел Басинский нашел незнакомое даже в очень знакомом — во Льве нашем Николаевиче. И тут выясняется очень многое как про Льва Толстого, так и про нас с вами. Хотя, как написала Софья Андреевна в дневнике незадолго до смерти, никто никогда не поймет, почему же он ушел из дома. И это только начало. Ничего подобного о Толстом мы еще не читали.
ОЧЕРЕДЬ ГОДА
Народная тропа не зарастала до августа на масштабную ретроспективу творчества Пабло Пикассо. Последний раз Москва ломилась на выставку его работ полвека назад. В новом тысячелетии ажиотаж оказался еще сильнее: “звездную” выставку посетило больше 700 тысяч человек.
ЮБИЛЕЙ ГОДА
Никто с таким размахом не гулял свой юбилей, как Олег Табаков. Празднества прошли в два акта, растянувшись на три месяца. Первый, короткий, сыграли в августе во дворике МХТ им. Чехова. Второй — самый мощный — непосредственно в театре. Каждый гость был приглашен лично юбиляром. Никто не верил только в одно — что ему 75.
СУД ГОДА
Томительный судебный процесс над организаторами выставки “Запретное искусство-2006”, длившийся несколько лет, в июне завершился скандалом. Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова признали виновными в разжигании национальной и религиозной розни. А Таганский суд обязал их выплатить штраф — на двоих 350 тысяч рублей. Однако в историю искусства этот процесс войдет как “тараканий” — в разгар оглашения приговора арт-группа “Война” рассыпала на лестнице суда американских тараканов.
ПОТЕРИ ГОДА
В этом году не стало Андрея Вознесенского и Беллы Ахмадулиной. С их уходом время 60-х отодвинулось еще глубже в прошлое. Вечная память! А память о поэте — в стихах. Белла Ахмадулина — “Андрею Вознесенскому”:
Ремесло наши души свело,
заклеймило звездой голубою.
Я любила значенье свое
лишь в связи и в соседстве с тобою…